Помимо анонсированных нынешним летом банкоматов серии SelfServ («Банки шаговой доступности», Computerworld Россия, № 25, 2008), корпорация NCR продемонстрировала посетителям ежегодной выставки «Интеллектуальные карты России — 2008» новые технологии, среди которых можно видеть решения по созданию архитектуры бесконтактных платежей на базе технологии NFC (New Field Communications).
В первую очередь, это бесконтактные считыватели компании VIVOtech, мирового лидера по производству бесконтактных ридеров (75% рынка), которую NCR представляет на территории России и СНГ. Эти устройства позволяют считывать данные и осуществлять платежи по бесконтактным картам или с помощью NFC-телефонов. В настоящее время корпорация готовит ряд пилотных проектов, связанных с оплатой транспортных услуг и использованием социальных карт.
Кроме того, NCR представила концепцию построения многоуровневой платежной инфраструктуры для проведения удаленных платежей через мобильные телефоны. Доступ и операции с банковскими счетами осуществляются либо на сайте адаптированного Internet-банка через встроенный браузер мобильного телефона — с помощью Java-приложения, либо посредством SMS.
Компания также представила высокоскоростные сканеры для обработки квитанций ЖКХ. После сканирования изображение передается на экран, а программное обеспечение компании Cognitive Technologies распознает заполненные поля и переводит информацию в электронный вид. Как отмечает руководитель направления платежных решений Владимир Чучкин, настольное решение на базе сканера серии TS 230 позволяет обрабатывать квитанции примерно в пять раз быстрее, чем вручную.
По словам главы представительства NCR Константина Слащева, Россия относится к ключевым для компании странам: доля нашей страны в бизнесе NCR около 10%, а по объему продаж среди европейских стран она на первом месте.
По его заверению, кризис пока не сказался на работе представительства, и в четвертом квартале будет выполнено рекордное количество заказов. Это объясняется тем, что корпорация традиционно работает с самыми крупными банками России, такими как Сбербанк, «Газпромбанк», «Банк Москвы», получившими в связи с кризисом финансовую поддержку от государства.
Слащев ожидает даже некоторого роста бизнеса, связанного с устройствами самообслуживания, так как ряд банков объявили о сокращении филиальной сети, и некоторые из них заменят филиалы современными банкоматами.
По его мнению, в условиях кризиса будет крайне востребована технология Cash Recycling, с помощью которой можно в разы сократить количество инкассаций, являющихся крайне затратной статьей расходов. Банкоматы, работающие по этой технологии, способны выдавать полученные деньги обратно. Если требуется выдать сумму свыше поступившей, купюры выдаются из дополнительного, предварительно заполненного диспенсера.
В условиях кризиса особенно актуальной становится тема обслуживания. Банки требуют к себе повышенного внимания: один неисправный банкомат может породить волну слухов о том, что банк перестал выдавать деньги. В NCR по запросам банков стали переходить на формат работы сервисной службы семь дней в неделю по 12 часов, тогда как раньше работали пять дней по 9 часов.
Обращения принимаются через единый московский контакт-центр в круглосуточном режиме. Также клиенты имеют доступ к Internet-порталу, через который могут разместить заявку, отследить ее статус и получить отчеты о выполненных по ней работах. Портал запущен почти два года назад, и уже более половины клиентов предпочитают обращаться в сервисную службу через него. В настоящее время на обслуживании находится порядка 40 тыс. единиц оборудования.
Слащев также отметил наблюдающуюся сегодня тенденцию роста заказов на многофункциональные банкоматы: если раньше подавляющее большинство банкоматов работало только на выдачу, то сейчас 30-40% заказов приходится на многофункциональные устройства, работающие на выдачу и на прием денег и позволяющих совершать операции пополнения счета. Тем не менее общее количество таких банкоматов, на его взгляд, вряд ли превысит 10% от их общего числа.