ИТ-руководителям предприятий необходимо срочно пересмотреть портфель проектов, перераспределив отведенные под них ресурсы, сократить горизонт ИТ-планирования, тщательно проанализировать контракты с ИТ-поставщиками и найти возможность для сокращения издержек на ИТ-операции. К таким выводам пришли участники круглого стола, организованного компанией «Крок», журналом «Директор информационной службы» и агентством корпоративных коммуникаций OSP-Con.
«Сейчас нет возможности ждать, пока бизнес выработает новую стратегию. Необходимо организовывать встречи с руководством, выяснять у него текущие приоритеты бизнеса и исходя из этого выстраивать приоритеты ИТ», — порекомендовала Марина Аншина, начальник управления ИТ компании «Сибур — Русские шины». Ее коллеги советовали на период кризиса сократить горизонт ИТ-планирования до шести или даже до трех месяцев.
Как выяснилось, больным для многих ИТ-директоров оказался вопрос текущих расценок. По словам Алексея Катрича, управляющего директора по ИТ банка «Траст», согласно оценкам экспертов его подразделения, цены на ИТ в нашей стране завышены примерно на 30-40% по сравнению с европейскими. С ним согласились и другие участники. Когда рынок был на подъеме, компании еще как-то мирились с таким положением дел, однако теперь они просят поставщиков умерить свои аппетиты.
В ИТ-службы многих предприятий от руководства пришла «разнарядка» — сократить часть ИТ-персонала с целью снижения издержек. Как это сделать разумно, без серьезных потерь? Участники дискуссии отметили, что увольнение наименее квалифицированных ИТ-специалистов окажется не столь эффективным шагом, ведь затраты на их оплату невелики. Тем не менее, как считает Александр Смирнов, ИТ-руководитель компании «Макслевел», необходимо сохранить костяк ИТ-службы, чтобы не растерять знания о бизнес-процессах в компании. Свой сценарий предложил Садовский: часть ИТ-специалистов уволить, а потери компенсировать за счет приема на работу более квалифицированных сотрудников, уволенных из других компаний, предложив им заметно меньшую зарплату, чем они требовали до кризиса.
По словам ИТ-руководителей, во многих компаниях руководство решило заморозить или вовсе закрыть большую часть ИТ-проектов. По мнению Катрича, делать это следует очень осмотрительно, поскольку через год-полтора кризис завершится, и к тому времени компании должны быть готовы к новому рывку. В «Трасте» руководство решило продолжить приоритетные проекты, к которым были отнесены те, что связаны с развитием SOA, с клиентской информацией, а также с «точечным» функционалом.
Смирнов считает, что сейчас, когда настали сложные времена, необходимо отменить все проекты, не соответствующие новым стратегическим или тактическим целям бизнеса. В его компании руководство решило сохранить всего два проекта: первый — потому что он скоро завершится, а второй — потому что оказался очень кстати в период кризиса, поскольку его реализация позволит сократить численность бухгалтеров и улучшить качество отчетности.
Аншина полагает, что если руководство предприятия уверено в полезности проекта для бизнеса, то его не отменят. Останавливать надо длительные и высокорискованные проекты и сохранять те, которые дают быструю отдачу. Особенно востребованными в период кризиса будут проекты внедрения систем управления дебиторской и кредиторской задолженностью, прогнозирования финансовых потоков, а также средства поддержки систем сбалансированных показателей.
Что до резервов для сокращения издержек, то они Аншиной видятся в централизации ИТ внутри холдинга. Это позволит, с одной стороны, сократить часть ИТ-персонала, а с другой — сохранить необходимое бизнесу качество обслуживания. Если же станет совсем туго с финансированием ИТ, придется пойти на сокращение объема или качества ИТ-услуг.
Руслан Заединов, заместитель генерального директора компании «Крок», настоятельно рекомендовал активно использовать технологии виртуализации везде, где только можно. По его словам, виртуализация позволила его компании избежать новых затрат на оборудование, энергоснабжение, снизить нагрузку на ИТ-персонал.
Заединов призвал весьма осмотрительно анализировать потребности и затраты компаний в области ИТ и не делать скоропалительных выводов. По его мнению, в некоторых случаях в результате реализации антикризисных мер затраты на ИТ могут даже увеличиться.
По мнению Катрича, вместе с сокращением издержек необходимо повысить эффективность расходования ИТ-средств. В первую очередь следует уменьшить излишки функционала, реструктурировать оплату лицензий и по возможности перейти на лизинговые схемы оплаты.