Накануне 40-летнего юбилея Hewlett-Packard в России и пятилетия своего пребывания на посту главы представительства вице-президент HP и генеральный директор в России Оуэн Кемп рассказал о главных итогах своей работы, о мерах, предпринимаемых для преодоления кризиса, и поделился планами на будущее.
Сейчас самая животрепещущая тема — кризис. Как ощущаете его вы?
На всех рынках есть взлеты и падения. Так всегда было и всегда будет, нельзя ожидать, чтобы развитие постоянно шло поступательно, только вверх. Такова природа динамично развивающегося рынка: по определению в этом развитии есть и падения. И было бы, безусловно, неинтересно, если бы все всегда шло только вверх.
Разница только в том, что сейчас в России мы имеем дело не с локальным кризисом, как в 1998 году, а с поистине глобальным явлением, масштабы которого в данный момент еще трудно оценить. Непростая ситуация сложилась и в мировой экономике, и в России, и очень многое зависит от правильных управленческих решений. Очень важно, чтобы менеджеры не воспринимали кризис как предлог, чтобы сидеть сложа руки и ничего не делать, полностью заморозив инвестиционные программы.
И что собираются делать в HP?
Мы должны более оперативно принимать решения, более оперативно реагировать на изменения обстановки, выискивать потенциальные возможности на рынке и перераспределять наши ресурсы в те направления, где эти возможности имеют место. И конечно, мы должны оценить внутренние ресурсы компании.
Какие направления потребуют наибольшего внимания?
Я думаю, соотнесение структуры затрат с реальными доходами. Дальше необходимо проанализировать, какие рыночные возможности требуют дальнейших инвестиций, а по каким направлениям инвестиции можно сократить. При этом мы должны стараться поддерживать максимальный охват рынка и клиентской базы. И конечно, обратить внимание на защиту тех инвестиций, которые мы сделали в развитие нашей партнерской сети и в наш персонал.
Эта работа уже началась?
Мы уже несколько лет анализируем расходы и сокращаем издержки. Недавно были объявлены результаты глобальной программы трансформации ИТ-инфраструктуры НР, которая длилась три года. Данный проект позволит нам экономить 1 млрд долл. ежегодно. Ну и, конечно же, как только стали разворачиваться кризисные события, еще летом, мы стали думать, как может отразиться кризис на наших краткосрочных и долгосрочных планах и перспективе. Я хочу подчеркнуть, что наша приверженность российскому рынку и российским заказчикам не подвергается ни малейшему сомнению. Принимать какие-то решения о сворачивании деятельности было бы крайне безответственно, на что мы никогда не пойдем.
Когда вы только возглавили HP в России, в интервью Computerworld вы рассказывали о плане «Тройка», который были намерены осуществлять...
Этот проект был рассчитан на несколько лет, но и по прошествии их он в работе — мы его постоянно обновляем, расширяем горизонт планирования и уточняем его показатели дважды в год. Это скользящий пятилетний план, и ежегодно мы его продлеваем еще на год.
Пять лет назад вы говорили, что большие надежды возлагаете на консалтинговый сервис HP. Довольны ли вы успехами этого направления и каковы ваши планы?
Услуги на российском рынке — по-прежнему незрелый сегмент, очень фрагментированный. Но динамично развивающийся, что открывает перед нами большие возможности, особенно с учетом приобретения компании EDS. В нынешней ситуации наши партнеры будут вынуждены прибегать к оптимизации бизнес-процессов. Все больше компаний будут обращаться к профессионалам для внедрения ИТ-решений мирового класса. И по мере того как российские компании будут все в большей мере конкурировать на мировом рынке, они все чаще будут обращаться к глобальным компаниям-партнерам, которые смогут помочь не только на внутреннем рынке, но и на зарубежных, и расскажут о том, как аналогичные компании решали подобные проблемы в Америке, Европе, Японии.
На российском рынке сейчас наблюдается тенденция, схожая с той, что была на рынке потребительских ПК, — переход от локальных поставщиков к глобальным брендам. Однако, на мой взгляд, пока этот сдвиг происходит недостаточно быстро, поскольку российский рынок услуг сильно фрагментирован и ни один поставщик услуг, включая нас, не имеет на нем доли, превышающей 5%. Сейчас пришло время эту ситуацию преобразовать, и я уверен, что она изменится.
Проект «Тройка» в свое время был сконцентрирован на трех направлениях — нефтегазе, финансовой сфере и развитии партнерской сети. Не появилась ли «четвертая лошадь»?
В последние два года мы также фокусировались — и намерены делать это в ближайшем будущем — на развитии сервисного и софтверного направлений. Именно эти направления обеспечивают рост бизнеса Группы технологических решений НР. Особенно теперь, когда заказчики хотят оптимизировать существующую ИТ-инфраструктуру. Кроме того, большое внимание уделялось инвестициям в широкоформатную печать и росту в сегменте ноутбуков.
Вступая в должность, вы собирались быть «интерфейсом между представительством и штаб-квартирой», чтобы «отстаивать интересы российского бизнеса компании в напряженных ситуациях». Пригодился ли этот интерфейс?
С учетом моих долгих лет работы в НР, во многих подразделениях, офисах компании и даже в штаб-квартире, у меня образовалась действительно широкая сеть контактов и есть возможности для привлечения внимания к локальным вопросам, что сыграло свою роль в расширении инвестиций в Россию. Хотя, безусловно, я, наверное, никогда не буду удовлетворен тем уровнем инвестиций, которые мы получили, и буду продолжать просить еще. Ведь результаты действительно налицо. Теперь у нас несколько сотен людей занимаются разработкой и поддержкой программного обеспечения, работают над проектами для мировой НР и региона ЕМЕА, помимо России. Мы смогли открыть «Лабораторию НР» в Санкт-Петербурге. Ну и, безусловно, можно считать большим успехом начало строительства санкт-петербургского завода по производству ПК — это проект, над которым мы работаем вместе с нашим партнером — компанией Foxconn.
Ранее вы говорили, что HP не видит смысла в сборке компьютеров в России. Что заставило вас изменить планы?
Я тогда просто не смог оценить ту скорость, с которой будет развиваться рынок и с какой новые модели настольных компьютеров и ноутбуков будут востребованы потребителями, нашими партнерами, ритейлерами. И когда мы это осознали, мы поняли, что производство надо переносить сюда. Если мы хотим оперативно реагировать на запросы наших пользователей, например на индивидуальную конфигурацию, мы, безусловно, должны всю логистическую цепочку сдвигать ближе к потребителю.