Когда мобильный телефон перестает быть мобильным телефоном? А когда принтер — уже не принтер? Возможно, эти вопросы напоминают шутливые загадки на смекалку, но производителям оборудования, европейским судьям и политикам сегодня не до шуток.
Речь идет о спорах вокруг миллиардных пошлин за импорт многофункциональных устройств, объединяющих в одном корпусе принтер, сканер и копир, жидкокристаллических экранов для ПК и телевизоров, а также мобильных телефонов, которые могут использоваться в качестве приемников телевизионного сигнала или устройств GPS.
Около 12 лет тому назад страны, являвшиеся крупнейшими торговыми партнерами, в целях развития глобальной экономики договорились не взимать за компьютерное оборудование импортные пошлины. Итоговый документ получил название Соглашения об информационных технологиях (Information Technology Agreement, ITA).
Однако прошедшие с этого момента годы были отмечены взрывом инноваций в технологической отрасли. И пока производители соревновались друг с другом, стремясь оснастить свои устройства максимально возможным числом функций, налоговые органы Евросоюза терзались вопросом, не выходит ли оборудование, подпадающее под нулевые ставки пошлин ITA, за рамки первоначально очерченного круга.
В результате многие устройства, включая принтеры/сканеры/копиры, жидкокристаллические экраны и телевизионные приставки с жесткими дисками, были отнесены к другому классу и стали облагаться импортными пошлинами в размере от 3 до 14%. Аналогичное решение планируется принять и в отношении мобильных телефонов, выполняющих функции портативных телевизоров или устройств GPS.
Неудивительно, что производители категорически воспротивились отнесению их товаров к другому классу и стали бороться с таким подходом всеми возможными средствами, имеющимися у них в арсенале. Компании Hewlett-Packard и Kip, выступающие в роли поставщиков принтеров, немедленно направили жалобу в Европейский суд в Люксембурге.
Рассмотрев ее, суд вынес запутанное и неоднозначное решение, рекомендовав национальным судам стран ЕС классифицировать многофункциональные устройства в соответствии с их основной функцией. Если основная функция — печать или сканирование, оборудование не должно облагаться импортными пошлинами, поскольку соответствующие задачи выполняются при участии компьютера. Если определяющей функцией является копирование или все три функции одинаково важны, суду следует отнести устройство к классу копировальных аппаратов и обложить его пошлиной в размере 6%.
В начале следующего года Европейский суд планирует вынести вердикт в отношении пошлин, взимаемых за жидкокристаллические экраны.
Судьи в Люксембурге уже огласили свое решение, что же касается чиновников и политиков в Брюсселе, они только собираются обсудить вопросы, связанные с многофункциональными мобильными телефонами. Вряд ли до наступления следующего года здесь будет принято какое-то решение, но Комиссия (исполнительный орган Евросоюза) уже сегодня отчаянно пытается найти вариант, применимый ко всем странам Союза.
Некоторые европейские страны, включая Германию и Голландию, еще раньше внесли коррективы в свою классификацию, в результате чего многофункциональные телефоны здесь облагаются пошлиной по ставке 3,5%. Однако, по словам Марка Макгенна, генерального директора торговой группы ИТ-отрасли European Information and Communications Technology Association (EICTA), голландское правительство готово отменить ранее принятое решение.
«Думаю, что правительство Голландии опасается крайне негативной ответной реакции потребителей», — пояснил он.
Одобрительно отозвавшись о грядущей смене курса в Голландии, Макгенн не с лучшей стороны охарактеризовал замешательство, царящее в среде европейских политиков.
В то время как представители налоговых органов в Комиссии и министры финансов 27 стран ЕС ведут споры о том, стоит ли облагать многофункциональные мобильные телефоны импортными пошлинами, повышая тем самым цену для конечных потребителей, директорат телекоммуникационного направления Комиссии ищет способы стимулирования трансляции телевизионных программ на мобильные телефоны.
«Мы видим, что единой позиции по данному вопросу в ЕС нет, — подчеркнул Макгенн. — Обложение мобильных устройств дополнительными налогами лично я рассматриваю как наказание за внедрение новаторских решений. Все производители стремятся как можно скорее оснастить свое оборудование дополнительными возможностями. А обложение многофункциональных устройств новыми пошлинами приведет к тому, что внедрение инноваций будет откладываться на неопределенный срок.
Члены Комиссии остро реагируют на противоречивые сигналы, посылаемые представителям отрасли мобильных телефонов.
«Пока еврокомиссар по вопросам телекоммуникаций Вивьен Рединг пытается стимулировать внедрение инноваций в мобильных телефонах, министры финансов и представители налоговых органов говорят о совсем иных приоритетах, — заявил пресс-секретарь Рединг Мартин Селмайр. — Сложившуюся напряженную ситуацию необходимо как-то урегулировать».
Стремление Европы нарушить беспошлинный статус многофункциональных устройств подвергается критике со стороны государств из других частей света, в том числе со стороны США и Японии. Обе страны направили официальные жалобы на действия ЕС в международный арбитражный суд в Женеве и ВТО. Евросоюз обвиняется в нарушении соглашения ITA.
В свою очередь ЕС призывает к пересмотру договоренностей ITA и внесению в них необходимых изменений, однако данный подход не находит поддержки. США и Япония — не единственные страны, выступающие против этого.
«Идея пересмотра соглашений ITA не встречает особого энтузиазма, — заметил пресс-секретарь Еврокомиссии по вопросам торговли Питер Пауэр. — Переговоры в ВТО продолжаются, но идут сложно. Для принятия решения требуется время».
Многие считают, что ЕС выступает за введение импортных пошлин на многофункциональные устройства, для того чтобы местные производители получили конкурентные преимущества, но, по мнению Макгенна, это не так.
«Действительно, Nokia — крупнейший европейский производитель — выпускает большую часть своих телефонов в странах Восточной Европы, — отметил он. — Однако основной объем комплектующих для их производства импортируется из-за пределов ЕС, а следовательно, облагается пошлинами».
Ответ Европейского суда на жалобу Kip, а также готовящееся постановление в отношении пошлин на жидкокристаллические экраны могли бы послужить Комиссии разъяснением, как следует действовать. По словам представителей торгового департамента Комиссии, в настоящее время власти «тщательно анализируют возможные последствия принятия того или иного решения».
Компании ИТ-отрасли надеются, что два судебных процесса помогут им получить дополнительные аргументы для давления на Комиссию.
По словам Макгенна, вынесенное судом решение позволяет отнести большую часть универсального оборудования, объединяющего функции принтеров, сканеров и копиров, к классу товаров, не облагаемых пошлинами.