Первая и самая очевидная вещь – это культура. Дело в том, что далеко не в каждой организации совместная работа приветствуется. Она действительно упрощает иерархию, приводит к разрушению барьеров и исключению из цепочки тех, кто не приносит никакой пользы. Если вы давно работаете в этой области и помните, как появилась электронная почта, то не забыли, наверное, и о том, насколько испуганы были те менеджеры среднего звена, которые внезапно осознали свою "непричастность". Совместная работа, которая становится все популярнее, может каждого связать напрямую практически с каждым.
К счастью для директора информационной службы, одни системы в большей степени управляемы, чем другие, и одобренная в организации система совместной работы обеспечивает контроль и вместе с тем не препятствует легитимным действиям участников. Альтернатива, когда каждый может использовать любые понравившиеся открытые системы, в лучшем случае приводит к неэффективности, а в худшем – к серьезным проблемам. Что действительно не даст никакого эффекта, так это прямой запрет. Люди, которым нужно связаться с друг другом, все равно будут использовать такие средства.
Многие представители бизнеса не видят коммерческой выгоды от подобных средств. Особенно если они привыкли наблюдать за тем, как их дети используют социальное программное обеспечение, чтобы болтать с друзьями или обмениваться фотографиями. Для них такое программное обеспечение может ассоциироваться с легкомыслием, и они могут опасаться, что их сотрудники будут использовать его только для того, чтобы впустую проводить время. Однако в бизнес-среде, где используются полные имена и профили, все сообщения технически можно отследить, и такое злоупотребление маловероятно.
Как явствует из названия, социальное программное обеспечение помогает людям быстрее найти друг друга, причем самым удобным образом и с учетом желания участников. Это широкомасштабный и бесконфликтный процесс. Но каковы финансовые преимущества?
Льюис Суарез – член группы в IBM, которая руководит сообществом, объединяющим 600 сторонников социального программного обеспечения, причем на добровольной основе. Эта работа не входит в его прямые служебные обязанности. Система имеет очевидные привлекательные возможности: поддержку профилей, сообщества, механизм вики, блоги, закладки, поддержку мгновенной передачи сообщений и т. д. Есть и немало другого, что оправдывает применение такого программного обеспечения в бизнесе.
По оценкам специалистов IBM, компания экономит 18,4 млн долл. в год благодаря повышению производительности поиска и сокращению расходов на командировки. И эти показатели, скорее всего, будут расти. Чтобы представить себе ситуацию, можно привести данные об использовании социального программного обеспечения в IBM с октября прошлого года. Почти 6,4 млн раз в неделю осуществляется доступ к 515 тыс. профилей; 1800 онлайновых сообществ содержат свыше миллиона сообщений и включают 147 тыс. членов; свыше 320 тыс. читателей используют более 25 тыс. вики; в блогах создано 260 тыс. сообщений, и они содержат свыше 30 тыс. тэгов; около 20 тыс. пользователей сохранили 580 тыс. закладок – это более 1,4 млн. тэгов; 50 тыс. совместных операций (рассматривайте их как проекты) имеют 425 тыс. записей и 80 тыс. пользователей; более 4 млн мгновенных сообщений пересылаются ежедневно. Правда,IBM – довольно крупная компания, и поэтому нет гарантии, что любые ресурсы или информацию специалисты смогут найти, когда захотят.
Суарез рассказал о некоторых основных преимуществах социального программного обеспечения, способных принести пользу бизнесу. Вот шесть из них.
-
Поиск: людей, мест, информации – быстро благодаря использованию профилей, а созданные другими тэги и закладки существенно ускоряют процесс.
-
Подтверждение правильности: в первую очередь выбора людей. Какие сообщения они опубликовали? Как ими воспользовались другие? Можно, например, составить список кандидатов в проектную группу значительно быстрее и существенно сократить затраты.
-
Прямой диалог: с заказчиками (и поставщиками) – внутренними и внешними. Это позволяет отказаться от фильтрации и политик и лучше понимать друг друга. Можно быстро скорректировать действия или определить, какие следует создавать новые продукты и сервисные возможности.
-
Сбор информации: от людей, когда они работают с материалом в онлайне или готовят его обзор. Это может оказаться особенно ценным, если нужный человек перешел на другую должность или ушел на пенсию.
-
Связи: широкое и быстрое распространение внутренних инноваций. Плохие идеи не получат поддержку, в отличие от хороших.
-
Сообщества: улучшение морального состояния и сохранение персонала. Специалисты чувствуют свою сопричастность и признанность.
Каждый из этих пунктов имеет свою ценность для бизнеса. Возможно, подсчитать ее не просто, да и не стоит этого делать. Однако реализация такого подхода требует, чтобы организация имела открытую, направленную на совместную работу культуру и создавала атмосферу доверия. Без этого ничего не получится. Но если эти условия соблюдены, то социальное программное обеспечение может изменить способ нашей совместной работы и обмена информацией.