Чрезвычайно интересно, как в 2009 году состояние экономики будет влиять на участие в конференциях.
Поскольку компании сокращают свои расходы на командировки, не следует ожидать удачного года для конференций по ИТ. Действительно, мы уже стали свидетелями отказов от конференций и сокращений масштабов мероприятий. Например, недавно Novell отменила свою ежегодную конференцию BrainShare, запланированную на март, сославшись на недостаточное количество подтвержденных участников. И несмотря на серьезное представительство на прошедшей недавно в Лас-Вегасе выставке Consumer Electronics Show, она оказалась не настолько массовой, как в прошлом году.
Однако по всем признакам конференция Lotusphere, которую компания IBM проводила в Орландо, получилась весьма успешной. В понедельник, после завтрака, в переполненном зале я увидел одну из самых длинных очередей на церемонию открытия, какие мне приходилось наблюдать за почти десять лет. Очередь растянулась по всему конференц-холлу отеля "Дельфин" и змеилась вокруг ротонды в центре.
И как только я вошел, Боб Пиччиано, генеральный менеджер IBM Lotus Software, заявил, что число участников в нынешнем году оказалось на 2% больше, чем в прошлом. Недостаточно большой рост, но любое увеличение на этом рынке сейчас воспринимается с большим воодушевлением.
Я думаю, причина в следующем. Несмотря на то что потребители, партнеры и производители будут сокращать объем бюджетных средств на командировки и обучение, они по-прежнему будут принимать участие в тех событиях, которые, по их мнению, имеют реальное стратегическое значение и позволяют расширить их навыки и помочь находить новые возможности для развития бизнеса. И им хватит мудрости для этого. Даже в трудные времена невозможно отказаться от приобретения опыта и остановить развитие бизнеса. Нужен только разумный подход. И при ослаблении конкуренции здесь открываются новые перспективы.