Объявление итогов работы группы компаний «Сервис Плюс» за 2008 год, состоявшееся 4 марта, сопровождалось перечислением технологий, необходимых сегодня розничной торговле, пищевой промышленности, образованию, а также описанием финансовой ситуации в этих сегментах. Так, генеральный директор компании Александр Поляков иллюстрировал, почему, несмотря на произошедший откат продаж до уровня позапрошлого года, в «Сервис Плюс» надеются пережить кризис без дальнейших потерь.
В прошлом году «Сервис Плюс» начала реструктуризацию и провозгласила себя «технологическим интегратором». («Эволюция интегратора», Computerworld Россия, № 33, 2008). Этим новым термином в компании хотели подчеркнуть свою способность проводить комплексные проекты по проектированию, техническому оснащению производства, последующей поддержке и управлению производственными и бизнес-процессами. Также было решено укрупнить бизнес, сосредоточившись на небольшом числе направлений. По словам Полякова, кризис подтвердил эффективность подобной стратегии.
Конечно, полностью избежать кризисных явлений не удалось. Из-за падения продаж в третьем и четвертом кварталах оборот «Сервис Плюс» за 2008 год остался на уровне 2007 года. Ключевые направления деятельности показали следующие результаты: автоматизация торговли дала 30 млн долл., автоматизация промышленных предприятий — 27 млн, решения для образования — 23 млн, услуги — 16 млн. Как заявил Поляков, в 2009 году выручка предположительно сохранится на том же уровне 2007 года.
В сфере автоматизации сетевой торговли «Сервис Плюс», по собственным оценкам, контролирует четверть рынка. Кризис поставил розничную торговлю в жесткие условия. Но, на взгляд Полякова, произойдет скорее передел рынка, чем сильное падение продаж. «Помогать» рознице пережить тяжелые времена Поляков намеревается, предлагая новые решения. Например, планируется вывод на отечественный рынок системы, устраняющей главную причину замедления работы кассы — пересчет кассиром денег. При ее использовании кассиру нужно будет лишь указать сумму, внесенную покупателем, и устройство само выдаст сдачу.
Также Поляков задумывается об импорте аппаратов самообслуживания, полностью заменяющих продавца. Правда, по его словам, хотя внедрение любой новой технологии повышает эффективность бизнес-процесса в среднем на 30%, в России много сил приходится тратить на «просветительскую» работу с клиентами и другими участниками рынка, а также на преодоление нерыночных препонов.
В области промышленной автоматизации клиентами «Сервис Плюс» являются крупные предприятия пищевой промышленности — заводы «Черкизовский», «Останкинский», «Моссельпром», «Ролтон», Новосибирская птицефабрика и др. По словам Полякова, этот сегмент получает поддержку государства и его собственники уверены в росте оборотов, а потому занимаются развитием производства. Кроме того, снижение импорта, по мнению Полякова, приведет к открытию в России новых пищевых предприятий.
Сейчас в «Сервис Плюс» создается центр компетенций по отраслевым международным стандартам IFS, HACCP и ISO. Системы контроля качества на их основе, как заявляют в «Сервис Плюс», в прошлом году стали использоваться предприятиями не только крупного, но и среднего размера.
Для подразделения «Сервис Плюс Интеграция», проводящего проекты в государственном и образовательном секторе, в текущем году Поляков предвидит рост. По его словам, с начала национального проекта «Образование» оборудование, которое поставляла «Сервис Плюс» больше не нуждается в рекламе. Речь идет об интерактивных досках, планшетах и системах голосования. Теперь частные учебные заведения сами инициируют проекты по их установке.
Пока что такое оборудование закупается у зарубежных производителей и адаптируется в «Сервис Плюс» под российские требования. Но недавно по заказу Министерства образования и науки и правительства Москвы компания провела научно-исследовательские и конструкторские разработки планшетов и системы голосования, идет разработка электронной доски. Сейчас «Сервис Плюс» проводит переговоры с российскими предприятиями, которые могли бы взяться за изготовление этого оборудования.