Приобретя у Fujitsu бизнес жестких дисков, компания Toshiba займет ведущие позиции в сегменте твердотельных накопителей корпоративного класса и заметно упрочит свое положение в сегменте жестких дисков диаметром 2,5 дюйма.
Toshiba и Fujitsu объявили о подписании предварительного соглашения, в соответствии с которым компания Toshiba приобретет 80% бизнеса жестких дисков Fujitsu. Ожидается, что сделка завершится в апреле. Как отмечают в Fujitsu, компания сохранит за собой 20% бизнеса на неопределенный период, с тем чтобы смягчить переход под крыло Toshiba.
В настоящее время Fujitsu является мировым лидером на рынке жестких дисков диаметром 2,5 дюйма, предназначенных для оборудования корпоративного класса, а также для мобильных устройств.
Растущий быстрыми темпами сегмент 2,5-дюймовых дисков до сих пор активно осваивали компании Hitachi, Seagate, Western Digital, Fujitsu, Toshiba и Samsung.
«По общему количеству отгруженных устройств компания Fujitsu занимает на сегодняшний день третье место, оставляя позади Seagate», — сообщил аналитик компании Coughlin Associates Том Кофлин. В прошлом году Fujitsu поставила своим клиентам в общей сложности 38,6 млн 2,5-дюймовых дисков. Ее опережают только Hitachi и Western Digital, поставившие соответственно 50,4 млн и 50,3 млн устройств. Вслед за Fujitsu в мировой табели о рангах расположилась компания Toshiba, объем поставок которой составил 34,5 млн жестких дисков, а замыкает пятерку Seagate с показателем 29,8 млн устройств.
Переговоры с Fujitsu о покупке ее подразделения жестких дисков вела компания Western Digital. Сумма предполагаемой сделки оценивалась в 945 млн долл. Сумма, в которую покупка большей части Fujitsu обойдется компании Toshiba, не раскрывается.
По мнению Кофлина и аналитика исследовательской фирмы Forward Insights Грегори Вонга, сделка Western Digital и Fujitsu не состоялась, потому что культурные различия между двумя компаниями оказались слишком велики. Кроме того, возникли дополнительные трудности, обусловленные необходимостью конвертации американского доллара в японскую иену.
«Занимая лидирующие позиции на рынке жестких дисков, компания Fujitsu между тем вынуждена была поднять цены на свою продукцию, потому что себестоимость ее производства стала слишком высокой, — сообщил Кофлин. — С аналогичными проблемами пришлось столкнуться и Hitachi. Слишком высокие затраты делают продукцию этой компании неконкурентоспособной по сравнению с жесткими дисками Western Digital или Seagate».
Компания Toshiba на протяжении трех десятилетий получала на рынке жестких дисков прибыль. В нынешнем году она впервые понесла убытки в данном сегменте.
Благодаря приобретению бизнеса Fujitsu компания Toshiba, осуществляющая продажи жестких дисков по большей части на потребительском сегменте, сможет выйти на первое место по числу отгруженных устройств.
«Мы долго изучали возможность выхода на корпоративный рынок, — заявил генеральный менеджер американского отделения корпоративных систем хранения Toshiba Скотт Маккаби. — Мы делаем все, что от нас зависит, для увеличения своей доли на рынке. Ситуация сегодня такова, что выгоднее приобретать уже готовый бизнес, чем пытаться разрабатывать что-то самим».
В свое время компания Toshiba ушла с рынка твердотельных накопителей корпоративного класса. Сейчас этот сегмент является самым быстрорастущим на рынке флэш-памяти. Флэш-память типа NAND была изобретена именно инженерами Toshiba, но на сегодняшний день у компании имеется всего два продукта на основе технологии NAND — один для портативных компьютеров и один накопитель корпоративного класса.
По мнению Маккаби, с учетом широты клиентской базы Fujitsu в корпоративном сегменте приобретение бизнеса этой компании откроет Toshiba прямую дорогу на рынок твердотельных дисков корпоративного класса.
«Для Toshiba очень важно, чтобы подразделения жестких и твердотельных дисков работали слаженно, — подчеркнул Вонг. — В настоящее время твердотельные диски Toshiba производятся и продаются подразделением флэш-памяти NAND. Поэтому я не удивлюсь, если никаких трений здесь не возникнет. Кстати, та же самая задача стоит сегодня перед Samsung».
По словам же Маккаби, подразделение жестких дисков Toshiba обладает необходимым опытом и будет ориентироваться на продажи твердотельных накопителей корпоративного класса. В Toshiba делают ставку на консолидацию ресурсов двух компаний с целью увеличения их совокупной доли на рынке жестких дисков к 2015 году до 20% и более.
Маккаби не ожидает увольнений после завершения сделки. Как Fujitsu, так и Toshiba реализуют свою продукцию на рынке мобильных устройств, но область пересечения их интересов минимальна.
Toshiba выпускает жесткие диски диаметром 1,8 дюйма, а Fujitsu — нет. У Fujitsu имеются жесткие диски корпоративного класса, а у Toshiba — нет. И хотя в сегменте 2,5-дюймовых дисков спектр продукции двух компаний пересекается, планируемое расширение позволит решить эту проблему.