Компактные беспроводные устройства, позволяющие поддерживать видеоконференции, получат, по-видимому, в скором времени весьма широкое распространение и будут использоваться для общения с друзьями и коллегами гораздо чаще обычных телефонов.
Таков прогноз Роберта Хэгерти, генерального директора Polycom, который, возглавляя эту компанию с июля 1998 года, сделал ее одним из лидеров рынка видеоконференций, куда теперь устремились такие крупные игроки, как Cisco Systems. Компания Polycom, продажи которой в 2008 году возросли на 15% по сравнению с прошлым годом, добилась рекордных 1,1 млрд долл., о чем она сообщила в январе. Но чуть раньше было объявлено о сокращении 150 из 2600 рабочих мест с целью уменьшить расходы, учитывая определенный спад бизнеса, связанного с голосовой связью. В четвертом квартале традиционные решений для голосовых конференций принесли Polycom 33% доходов по сравнению с 37% за тот же период 2007 года, а доля видеорешений выросла до 67%.
Хэгерти подчеркивает, что решения для поддержки видеоконференций, предлагаемые его компанией, подходят для всего спектра приложений — от высококачественных систем телеприсутствия, минимальная стоимость которых составляет 200 тыс. долл., до продуктов ценой в несколько тысяч долларов.
Хэгерти ответил на вопросы корреспондента еженедельника Computerworld.
В прошедшем году вы добились рекордных показателей продаж. Как можно объяснить, что продукты для видеоконференций начали приобретать популярность только теперь, хотя предполагалось, что это должно было произойти еще несколько лет назад?
Мы разработали весьма интересные решения в области видеоконференций, но потребовалось немало времени, чтобы их реализовать. Сначала были проблемы с телефонной инфраструктурой на базе ISDN, но затем появился протокол IP. Вы не можете себе представить, насколько улучшилось сегодня качество видео.
Мы предлагаем весь спектр видеорешений, от настольных систем, ПК и телефонов до комплексов телеприсутствия, причем все это работает стабильно и с высоким разрешением. Это видео с очень хорошим качеством. Например, вы можете разглядеть фигуру сидящего Линкольна в мемориале его имени, которая изображена на монете в один пенни. Вот насколько улучшилось качество передачи изображений. Интеграция с другими средствами телефонных и настольных коммуникаций также стала значительно совершеннее.
Но почему же так долго? Разве не ожидалось, что все это должно произойти еще в середине 90-х?
В 1998 году мы одними из первых предложили коммерческие решения для видео на базе IP, но тогда это не возымело особого эффекта, поскольку сети были в большей степени ориентированы на электронную почту и не рассчитаны на коммуникации в режиме реального времени. Но лет пять назад появились технологии QoS, обеспечивающие гарантированный уровень качества сетевого обслуживания, то есть позволяющие передавать одни данные в точно определенное время, доставляя другие по мере возможности. Новая технология работала очень неплохо, поэтому и произошел такой скачок. Еще один прорыв в сфере технологий связан с видео высокого разрешения.
Можно ли считать одним из преимуществ использования видеоконференций снижение командировочных расходов?
Мы готовы предложить видео каждому, кто в нем нуждается, в том числе и более чем двум тысячам наших сотрудников. Это, безусловно, выгодно. Уровень производительности труда также значительно повышается. Есть возможность не летать на самолете и не ездить на такси. С помощью видеоконференций я могу встретиться с десятком людей в день, причем общаться с ними «лицом к лицу», используя для этого видео высокого разрешения.
Помимо работы в Polycom, вы еще являетесь членом совета директоров компании Palm, выпускающей карманные устройства. Интересно, когда мы сможем организовывать видеоконференции с помощью беспроводных карманных устройств?
У нас есть решения для сетей 3G. Это и трансляция телевизионных передач, и видеоконференции, которые поддерживаются нашей корпоративной сетью, каналами 3G, а также магистралью, соединяющей пользователей с офисом. Все это работает неплохо, но там нет высокого разрешения. Можно организовать видеоконференции с высоким разрешением на ПК, что довольно легко. Мы также используем для этого сети Wi-Fi, поэтому люди в аэропортах, пока ждут рейсов, могут работать с видеоконференциями, используя свои ноутбуки. Это «живые» конференции с высоким разрешением.
Что будет основным стимулом для реализации видеоконференций с применением карманных устройств?
По мере того как на предприятиях видеоконференции переходят из нишевых в разряд массовых технологий, появляется желание использовать их везде и всегда. И вы, конечно, захотите, чтобы можно было применять для них все, что используется для связи. Это очень важная тенденция, которая уже начинает формироваться и затронет очень многих.
Сможем ли мы организовывать видеоконференции или видеочаты с помощью наручных часов, как недавно на выставке CES продемонстрировала компания LG Electronics?
Думаю, часы — не самый удачный формфактор. Впрочем, это не так и важно. Важно, что люди во время работы, вне зависимости от того, находятся ли они в офисе или дома, могут связаться со своими коллегами. По мере развития сетей 3G расширяется использование видеоконференций. И каждый сможет применять для них карманные устройства.
В прошлом году объем продаж ваших традиционных продуктов голосовой связи уменьшился. Значит ли это, что можно говорить о переходе от голоса к видео?
IP-телефония довольно сложна, и люди откладывают такие покупки. Ведь, если у них есть телефон, то не всегда нужен новый. Однако возврат инвестиций в IP-телефонию становится сопоставимым с видеоконференц-связью.
А что вы можете сказать о возврате инвестиций в области видеоконференций?
Показатель возврата инвестиций зависит от числа и длительности командировок персонала компании, но можно сказать, что с учетом всех параметров срок окупаемости составляет полгода. Наши специалисты определили, что показатель ROI достиг в течение первого года 265%.
Каковы перспективы вашей компании и всей индустрии телеконференц-связи в 2009 году?
В 2001 году нам говорили, что трудные времена помогут развитию рынка видеоконференций, но этого, как оказалось, не произошло. Мы рассчитываем на двузначные проценты увеличения продаж видеопродуктов, но не на уровне прошлого года, когда у нас наблюдался значительный рост. Мы также надеемся, что подразделение голосовой связи преодолеет трудности. Аналитики же пока еще не готовы представить прогнозы на 2009 год.