Отечественный рынок антивирусного программного обеспечения, по наблюдениям компании Eset, претерпевает сильные изменения. Объявляя 14 апреля итоги работы в 2008 году, представители компании предсказали, что в ближайшем будущем одних поставщиков антивирусных средств ждет рост, других — падение оборота.
В прошлом году Eset заработала 45 млн долл. в России и других странах СНГ (исключая Украину) против 22,5 млн долл. в 2007 году. На Россию из этой суммы пришлось более 95%. Весь российский антивирусный рынок компания оценила в 160-170 млн долл., по собственным оценкам, она (с долей 27-29%) заняла на нем второе место после «Лаборатории Касперского». Так же, как и ее, Eset отнесла себя к «первому эшелону» поставщиков антивирусных средств. Сама «Лаборатория Касперского» ранее объявляла, что, по предварительным подсчетам, ее выручка в России и странах Закавказья в 2008 году достигла 65 млн долл. За год у компании появилось более 750 тыс. новых пользователей лицензионных домашних версий продуктов Eset NOD32. В корпоративном секторе они установлены на компьютерах свыше 30 тыс. компаний. Самой крупной сделкой минувшего года стала поставка «ЕВРАЗ Групп» 22 тыс. лицензий решения Eset NOD32 Business Edition.
Рынок антивирусного ПО в прошедшем году, как оценивает директор по маркетингу представительства Eset Анна Александрова, удвоился и продолжит расти быстрее, чем ИТ-рынок в целом. При этом структура его меняется. В прошлом году объемы продаж Eset через розничные магазины сравнялись с корпоративными. Такую же тенденцию, по ее словам, отмечают и в «Лаборатории Касперского». Но розничные торговцы согласны ставить на полки только товары с хорошей оборачиваемостью, а это продукты того самого «первого эшелона» разработчиков. Все остальные «выдавливаются» из розницы и неизбежно утрачивают позиции.
Чтобы нагляднее продемонстрировать отставание конкурентов, Александрова привела данные исследования, проведенного в феврале компанией РОМИР. Из него следует, что, если «Антивирус Касперского» и антивирус Eset NOD32 установлены соответственно на 41 и 34% домашних ПК и на 38 и 20% — служебных, то результаты ближайшего конкурента, «Доктора Веб», — 20 и 11%.
Продажи через Internet за 2008 год увеличились, «в два-три раза», каждый месяц скачивается около 300 тыс. русскоязычных 30-дневных триал-версий Eset NOD32. Новым каналом продаж становятся Internet-провайдеры. В Eset уже заключили соглашение с одним из них, LifeLink, и изучают возможность сотрудничества с двумя десятками других московских и региональных компаний.
На сегодня Eset работает в 89 городах России и имеет 317 официальных партнеров. На регионы приходится 55% продаж. Чтобы укрепиться за пределами столицы, в прошлом году Eset добавила к двум существующим дистрибьюторам, «1С» и Mont, компанию RRC. Был открыт первый региональный офис в Северо-Западном федеральном округе.
Главной проблемой компании остается пиратство. То же исследование РОМИР показало, что среди пользователей продуктов Eset всего 27% имеют лицензионную версию. Борьба с пиратством, по словам главы российского представительства Eset Андрея Албитова, ведется по двум направлениям. Во-первых, заключено соглашение с ассоциацией «Русский щит», которая отслеживает и блокирует появляющиеся в Internet пиратские пароли и средства взлома. Во-вторых, Eset сама написала несколько программных модулей, которые мониторят популярные русскоязычные пиратские сайты. Тем не менее Албитов пожаловался на несовершенство законодательной базы и отказ большинства хостинг-провайдеров блокировать пиратские сайты и страницы.
Что до нынешнего года, то в первом квартале оборот Eset в России и других странах СНГ увеличился на 11% по сравнению с первым кварталом 2008 года. В апреле начинаются продажи четвертого поколения решений Eset NOD32, в которых улучшено детектирование угроз путем добавления к сигнатурному и эвристическому методам детектирования технологии предотвращения вторжений. По итогам года Албитов ждет в России 10-30% суммарного прироста.