Чистая прибыль банковской группы ВТБ за первые девять месяцев 2008 года составила 316 млн долл. по сравнению с 1,051 млрд долл. годом ранее, чистый убыток за третий квартал — 363 млн долл. Однако информационная служба банка продолжает начатые ранее проекты, которые, по словам ее директора Дмитрия Назипова, «индифферентны к финансовому положению»: бизнес всегда требует от ИТ высокого качества, высокой функциональности и высокой скорости внедрения приложений. Тем более что в ВТБ в связи с кризисом нагрузка возросла на все системы, в том числе потому, что осенью в банк пришло много клиентов, которые переходили из проблемных банков, и количество клиентов и расчетных документов увеличилось на десятки процентов.
С мая 2008 года ВТБ выполняет консолидацию базовой информационной системы. До начала проекта в 56 филиалах банка использовались автономные автоматизированные банковские системы «БИСквит» и «Новая Афина», в московских подразделениях — «Новая Афина» и система «Огрес» собственной разработки, причем часть систем работала на серверах архитектуры SPARC, часть на платформе x86 и часть — на Itanium. Пилотные внедрения банковских систем различных производителей показали, что степень пригодности западных систем для российского рынка остается все еще очень низкой, отметил директор информационной службы ВТБ. Среди отечественных разработок «Новой Афине» было отдано предпочтение благодаря ее масштабируемости и поддержке централизованной модели: доступ к системе осуществляется в терминальном режиме с помощью программного инструментария Citrix.
Аппаратной платформой для вычислительной части единой системы стали серверы HP Integrity Superdome. Их мощности достаточно, чтобы поддерживать единую для всех филиалов базу данных, основанную на программном обеспечении Oracle. По словам Назипова, управлять централизованной базой данных с помощью фермы лезвийных серверов было бы довольно сложно и накладно. Хранение всех информационных сущностей в единой базе данных повышает эффективность работы с данными.
В качестве платформы для терминальных сервисов Citrix используются серверы HP BladeSystem c7000. Центральная часть системы размещена в двух симметричных центрах обработки данных, в каждом из которых установлено по одному серверу Superdome. Передача данных между ЦОД и филиалами будет осуществляться по 2-мегабитному каналу IP-VPN, арендуемому у компании «РТкомм»; резервный канал, сбалансированный с первым по нагрузке, проходит по другим магистралям, которые арендуются у «ТрансТелекома», «Совинтела», Orange и других компаний.
Первый сервер Superdome был запущен в декабре 2008 года, в апреле на новый режим работы перешли пять филиалов. В сервере, который в максимальной конфигурации может иметь 64 процессора и 128 ядер, сейчас установлено восемь процессоров, и пять филиалов в пиковые моменты потребляют около 30-40% вычислительной мощности. По словам Назипова, нагрузка растет почти линейно, и на десяти филиалах можно ожидать до 60-70% потребления мощности, а затем придется ставить новые процессоры. Когда пределы масштабирования Superdome будут достигнуты, то, если к тому моменту не будут доступны более мощные машины, придется разделять СУБД, чего банку хотелось бы избежать.
Мэйнфреймы в ВТБ пробовали использовать дважды, но неудачно, потому что, как пояснил Назипов, банковские приложения для этой платформы в России отсутствуют. По его словам, внедрение мэйнфреймов в Центральном банке — «вынужденная и, похоже, единственно возможная мера» из-за беспрецедентно высокого объема документов, передаваемых через расчетную систему.
Назипов не назвал стоимости проекта, в рамках которого выводится из эксплуатации 60 филиальных ЦОД, но заметил, что бюджет на ИТ в общем расходном бюджете банка — вторая или третья статья после затрат на персонал, но значительно меньше, чем затраты на персонал. (Для справки: согласно отчету ОАО «Банк ВТБ» о прибылях и убытках за первый квартал 2009 года, расходы на содержание персонала составили 2,535 млрд руб., за третий квартал 2008 года — 9,38 млрд руб.) В то же время, заметил Назипов, затраты на ИТ по сравнению с возможными потерями, например от плохого экономического анализа, просто несоизмеримы. По его подсчетам, чистые операционные потери от одного дня простоя только головной организации ВТБ могут составить 2-4 млн долл. Цена же потерь от неправильно принятых управленческих решений даже в относительно небольших банках измеряется сотнями миллионов долларов, поэтому «затраты на надежную инфраструктуру банка окупаются априори».