В середине марта Санкт-Петербург посетил один из гуру в области оптимизации и управления бизнес-процессами — декан Венской бизнес-школы SAP профессор Вольфганг Матера. Он попытался убедить менеджеров петербургских предприятий в том, что отказываться от вложений в ИТ нельзя, даже несмотря на сокращение бюджетов компаний. Австрийский профессор делал это на конференции компании SAP «Эффективность инвестиций в ERP-систему в современных условиях».
Если заместитель директора отдела экспертизы решений САП СНГ Юлия Кудрявцева, выступившая на той же конференции, представила решения SAP, которые должны помочь бизнесу пережить сложные времена, то Матера говорил в основном об общих проблемах управления компаний. Профессор даже допустил, что в некоторых случаях оправданно внедрение ERP-системы одного из конкурентов SAP.
Ссылаясь на экспертов, Матера заявил, что около 50% компаний не переживут кризис. Оставшиеся же будут иметь хороший уровень оснащенности ИТ. «Следовательно, — сделал вывод профессор, — если дела идут не очень хорошо, но компания рассчитывает выжить, то она не должна отказываться от инвестиций в информационные технологии».
Пессимистические прогнозы экспертов кажутся преувеличением как для Западной Европы, так и для России. Однако важность информационных систем, которые позволяют оперативно получать необходимую менеджерам информацию, трудно отрицать. Этой информации чаще всего не хватает. Кудрявцева привела данные, согласно которым более 60% менеджеров более чем в 50% случаев принимают важные решения, полагаясь только на собственную интуицию. Если сказать, что исследование проводилось в России, то этому вполне можно поверить. Однако она сослалась на опрос менеджеров 675 компаний Европы и США, проведенный BusinessWeek Research Services.
Также актуальны для России слова Матеры о том, что многие крупные предприятия не готовы к внедрению ERP (между тем он опять-таки опирался на данные о западноевропейских компаниях — в первую очередь близких к государству структурах). «Некоторые такие структуры внедрили сложные информационные системы, но управляются так же, как и лет двадцать назад», — заявил он.
Матера вспомнил реакцию представителя австрийских железных дорог, которого в связи с внедрением некоторых решений спросили о том, что предприятие планирует сделать для клиентов. Ответ был удручающий: «Нас не интересуют клиенты. У нас есть расписание».
Скорее всего, круг подобных предприятий в России значительно шире. В него можно включить компании, занимающие монопольное положение. Например, тех же строителей, у которых уровень информатизации невысок даже по российским меркам.