«Аяяй.ру» появился всего три месяца назад, но уже собрал аудиторию в 100 тыс. пользователей. Ежедневно на сайте регистрируется 2-3 тыс. человек, а число посетителей в сутки варьируется от 30 до 40 тыс. Пользователи создают виртуальных человечков, так называемых инфов, и учат их вести диалог с живыми людьми. Для этого нужно либо заполнить предустановленные шаблоны (скажем, указать, что инф ответит, если с ним поздороваются), либо создать собственный шаблон с ключевыми словами. Затем инфа можно импортировать в блог, на страничку социальной сети или на любой другой сайт, где он будет общаться с посетителями. Сейчас в Рунете обитает 150 тыс. таких виртуальных персонажей.
«Наносемантика» — не первая компания, запустившая подобный проект. Как рассказал Ашманов, на два года его опередил канадский сайт MyCyberTwin. Тем не менее его база регулярных частных пользователей за это время не превысила 26 тыс. человек. Ашманов считает, что «Аяяй.ру» выигрывает благодаря тому, что, в отличие от MyCyberTwin, не навязывает посетителям создание их двойников, а предлагает завести «виртуальных слуг».
Пока что к роботам на «Аяяй» в основном проявляют интерес пользователи младше 18 лет. И хотя Ашманов ссылается на то, что в США подростковая аудитория считается самой прибыльной, денег «Наносемантике» обошедшийся в несколько сот тысяч долларов «Аяяй.ру» почти не приносит. Единственное средство монетаризации на сегодня — это Internet-магазин с аксессуарами для инфов. Да и в целом «Наносемантика», чей штат составляет около 15 человек, не прибыльна. «Страшным секретом является то, что мы просто развлекаемся на свои деньги», — заявил Ашманов, заверив, что, вопреки распространившимся слухам, делает проект не на продажу.
Наталья Касперская, являющаяся вместе с Ашмановым инвестором «Аяяй.ру», заверила, что деньги она все же планирует заработать. Главным источником дохода должны стать продажи бизнес-инфов для корпоративных Web-сайтов. Владение бизнес-инфом стоит заказчику несколько тысяч рублей в год, если он сам берет на себя обучение робота. Если же поручить это «Наносемантике», стоимость может достигнуть и 700 тыс. Услугами «Наносемантики» уже воспользовались такие компании, как «Эльдорадо», «Альфа-Капитал», банк DeltaCredit и ряд других.
Кроме того, Ашманов собирается зарабатывать на платных аккаунтах и услугах, на комиссии от планирующейся к открытию биржи образов и вещей для инфов и на совместных проектах с социальными сетями и блогами. Самыми популярными площадками размещения инфов сегодня являются сайты «ВКонтакте» и Mail.ru.
Но этим шествие роботов по виртуальным просторам не ограничивается. Во-первых, скоро «Аяяй.ру» будет доступен и с мобильных устройств. А во-вторых, инфы вот-вот выйдут за пределы Рунета. По словам Ашманова, уже ведется работа над англоязычным инфом, а в следующем году, возможно, начнется создание китайского. Для этого, вероятно, будут привлечены новые инвесторы. Причем Ашманов полагает, что китайского инфа не обязательно делать очень умным — восточный рынок с энтузиазмом воспримет любые новшества.
На русском же «Аяяй.ру» одна из насущных задач — справиться с потоком нецензурной речи и с появлением неэтичных инфов. Хозяева персонажей могут просматривать историю общения с их инфами, и, чтобы оградить подростков, Ашманов подумывает начать автоматически стирать из нее все неподобающие разговоры. Тем не менее он уверен, что инфы не увеличивают опасность для подростков в Сети, а, напротив, создают дополнительный защитный слой, так как пользователь читает разговоры с инфом уже постфактум. Впрочем, это утверждение перестанет быть справедливым, как только «Наносемантика» реализует одну из своих задумок — сделает возможным перехват разговора с инфом и переход в режим живого чата.
Кстати, импортировать инфа на сторонние сайты могут не только его создатели, но и любые другие пользователи. А значит, инф может независимо от воли своего владельца прижиться на сотнях различных страниц. В «Наносемантике» предлагают взглянуть на это позитивно — популярный инф, по словам Ашманова, может стать хорошим средством рекламы идей для его создателя.