Поисковая оптимизация сайтов (Search Engine Optimization, SEO) — палка о двух концах. С одной стороны, она — безусловное благо, поскольку помогает продвинуть действительно полезные сайты на лучшие позиции в выдаче результатов поисковых машин, а с другой — неизбежное зло, так как делает самые распространенные запросы общего характера (типа «автомобили» или «отдых») очень конкурентными и характеризующимися низкой «кликабельностью» (Click Trough Rate, CTR). Об этом, в частности, говорилось на очередном семинаре Interactive Solutions.
Представители агентства, специализирующегося на продвижении Web-сайтов, сообщили ряд любопытных цифр и фактов. По их оценкам, после того как Google.ru отвоевал для себя определенную долю рынка поисковых запросов в Рунете, рейтинг предпочтений пользователей практически не меняется: 60% запросов обрабатывает «Яндекс», около 30% — Google и 10% приходится на оставшиеся поисковые машины. Вместе с тем Google быстрее индексирует Сеть и реагирует на вносимые на сайты изменения. Средняя длина запроса в «Яндексе» составляет сегодня 2,5 слова. По мнению специалистов Interactive Solutions, это очень много и говорит об изначальном желании пользователей сузить область поиска нужной информации. В последнее время наметился даже некий возврат к технологии каталожного поиска сайтов: спрос на каталоги вырос из-за того, что пользователю часто приходится «просеивать» горы поискового спама и тратить уйму времени на поиск релевантного источника.
Как и следует ожидать, оптимизаторы в своей работе ориентируются на результаты выдачи ссылок в системах Google и Yandex. Среди методик SEO бытуют два ключевых подхода — оптимизация сайта по широкой выборке высококонкурентных ключевых слов, позволяющая привлечь на сайт клиента более обширную аудиторию посетителей, и противоположный подход, предусматривающий более тщательный подбор ключевых слов и документов на сайте, которые должны выдаваться на поисковой странице. Первая методика больше подходит заказчикам, обладающим «безразмерным» бюджетом на Internet-маркетинг; вторая — подавляющему большинству компаний, вынужденных экономить в период кризиса.
Логика поисковой оптимизации во многом схожа с принципами размещения контекстной рекламы. В ее основе — составление перечня ключевых запросов (семантическое ядро сайта) и соответствующих им целевых документов. Только SEO, в отличие от контекстного продвижения, более длительный процесс. Поэтому общая рекомендация для «начинающих» клиентов такова: попробовать свои силы и средства в контекстной рекламе (чтобы протестировать свое семантическое ядро и параметры аудитории), а затем перенести накопленные знания в плоскость SEO.
Доверяться сведениям, добываемым из wordstat.yandex.ru, не всегда оправданно, так как статистика запросов порой искажается из-за активности программных роботов, которые применяются для разных праведных и деструктивных целей, в том числе для автоматической генерации контента на сайтах-помойках. К слову, эти же роботы могут заходить сколь угодно далеко в просмотре результатов выдачи поисковых машин; «живой» пользователь вряд ли продвинется дальше третьей страницы.
Зачастую оптимизаторы продвигают сайты исключительно путем повышения ссылочного ранжирования, не меняя содержимое Web-ресурса. В компании Interactive Solutions считают это пустой тратой денег, ибо после завершения срока действия договора с SEO клиент рискует остаться ни с чем. В процессе оптимизации подправляются тексты документов, заголовки, тэги, внутренние ссылки. Эти работы осуществляются также во взаимодействии с заказчиком, чтобы не нарушить смысл размещаемого на сайте контента. Для повышения ранжируемости сайта по показателям тИЦ «Яндекса» и Google PageRank используется как покупка ссылок на так называемых «трастовых» сайтах, так и их создание на общедоступных ресурсах. По мнению оптимизаторов, покупка ссылок на «хороших» сайтах, с точки зрения владельцев поисковых ресурсов, не является предосудительной. Однако против сайтов, покупающих ссылки на сайтах-помойках с очевидной целью «накрутки» индексов цитируемости, могут применяться строгие санкции.