Если обратиться к практике эксплуатации таких решений в развитых странах, можно легко убедиться, что, вне зависимости от того, используются они в государственных или коммерческих структурах либо же в академической среде, их утилизация, как правило, очень высока, а архитектура ориентирована на решение конкретных задач.
Соответственно, при выборе компонентов (в том числе процессоров) для строительства HPC-кластеров тщательно анализируются преимущества и недостатки тех или иных тендерных предложений, учитываются все параметры: от размеров необходимых инвестиций на всех этапах внедрения до возможности дальнейшего увеличения мощности системы. Маржа вендоров и интеграторов, ответственных за реализацию проекта, остается сравнительно небольшой, а квалификация специалистов и экспертов, занятых в этих работах, — весьма высокой, что позволяет заказчикам выбирать именно решение, а не подрядчика.
У нас в большинстве случаев дело обстоит по-другому. По независимым оценкам, средняя утилизация внедренных у нас высокопроизводительных систем не превышает 30%. Некоторые из этих решений и вовсе существуют только на бумаге или не работают. Потенциал кластеров и реальная отдача от их использования подчас уходят на второй план. Возможность освоить большой бюджет нередко становится приоритетом для людей, ответственных за подготовку и реализацию проекта. Квалификация специалистов — и со стороны заказчика, и со стороны интегратора, как правило, очень низкая, а уровень сервиса и поддержки вызывает массу нареканий.
При этом в стране, по сути, отсутствует реальная конкуренция при проведении тендеров. Более того, многие конкурсы и вовсе являются фиктивными. Маржа вендоров, и в особенности интеграторов, очень часто составляет более двух третей реальной стоимости проекта.
С учетом сказанного можно сделать вывод, что доминирование тех или иных решений на рынках СНГ, и в первую очередь России, является не столько следствием их технологических и экономических преимуществ, сколько отражением предпочтений доминирующих в нашей стране интеграторов и поставщиков. Это относится отнюдь не только к рынку высокопроизводительных систем. Не стоит забывать и о том, что в стране отсутствует современная диверсифицированная экономика и конкурентный либеральный рынок, которые жизненно необходимы для формирования ИТ-инфраструктуры высокого класса.
Оснований считать, что в ближайшее время что-то существенно изменится, нет. Впрочем, необходимо учитывать и то, что решения на основе серверов стандартной архитектуры становятся все более популярными не только в России, но и в большинстве развитых стран.
— Александр Загнетко, старший аналитик IDC по корпоративным системам