Увы, на практике ситуация не только не улучшается, а становится лишь хуже.
Бизнес-подразделения уверены, что ИТ-служба инертна и абсолютно невосприимчива к новому. А ИТ-специалисты убеждены, что бизнес совершенно не ценит того обстоятельства, что они искренне стремятся изо всех своих сил его поддержать несмотря на то, что связаны по рукам и ногам. Тот факт, что ИТ-службы могут еще чего-то добиваться, лично я воспринимаю как чудо. Пропасть между бизнесом и ИТ растет.
Как результат, вместо того чтобы искать взаимопонимания с ИТ-службой, бизнес-подразделения самостоятельно принимают решения и действуют совершенно независимо от ИТ в том, что касается выбора приложений и инструментария для доступа к информации, причем искренне рассчитывая на то, что ИТ-служба быстро сможет внедрить и поддерживать новые приобретения. Напомню, что средства для доступа к информации включают в себя все программные системы, с которыми имеет дело бизнес от настольных приложений, таких как Word, до ERP.
Увы, критически важные для бизнеса приложения — те, что предназначены для получения дополнительной отдачи от существующей информации, — все чаще отходят на задний план по сравнению с программами, обладающими эффектными внешними проявлениями.
В результате ИТ-специалисты в глазах бизнеса все больше становятся своего рода маргиналами. Они вынуждены отвечать отказом на требования бизнеса, поскольку из-за проблем, связанных с унаследованными системами, часто оказываются просто не в состоянии предложить новые приложения в сколько-нибудь обозримом будущем. Между тем, как только «горячие» приложения становятся доступны в корпоративной сети, они подвергают ресурсы ИТ еще большему стрессу, поскольку, как правило, внедряются они как некая вещь в себе: бизнес-подразделение волнует только само это приложение, и им нет никакого дела до того, как оно может повлиять на базовые ИТ-операции.
В итоге бизнес-подразделение приобретает интересующие его инструменты и вручает их ИТ-службе для поддержки... уже после того, как все решения приняты. Cитуация становится все более взрывоопасной. Бизнес хочет иметь возможность быстро реагировать на внешние требования, мало задумываясь об ИТ-службе и о том, может ли она это обеспечить. Бизнес-подразделение хочет точно знать, какие сервисы и когда будут предоставлены, сколько они стоят, хотят иметь возможность менять уровни обслуживания с учетом меняющихся требований и доступного бюджета. Бизнес-пользователи считают, что обязаны действовать, поэтому, несмотря на то что ИТ (как им кажется) тормозит процесс, бизнес-подразделение все равно движется вперед.
ИТ-служба хотела бы иметь возможность выполнить все требования бизнес-подразделения, но вынуждена пытаться сделать это в рамках имеющихся ограничений — от численности доступного персонала до возможностей энергоснабжения и охлаждения помещения. ИТ пытается отреагировать на самоуправные (иначе не скажешь) действия бизнес-подразделения одним из следующих способов.
1. ИТ пытаются выдержать сроки, которые устанавливает бизнес, за счет реализации еще одного частного решения — сознательно останавливаясь на специфической инфраструктуре, данных и операциях. Несмотря на то что все понимают — выбран самый дорогостоящий, наименее эффективный и наихудший из возможных вариантов, мешающий повышать общую ценность данных, защиту, упрощать использование и управление, — под давлением бизнес-подразделения ИТ-служба, как правило, принимает такое решение.
2. ИТ пытаются удовлетворить запросы бизнеса, но это требует создания нового инструмента для доступа к информации, чтобы придерживаться существующих стандартов в работе ИТ, и предпочтительно с более эффективно используемыми, разделяемыми компонентами инфраструктуры, в том числе и людьми. Это всегда отнимает массу времени, требует чрезвычайных усилий по планированию, тестированию и реализации, а также масштабного последующего регрессионного тестирования, позволяющего выяснить, как новое приложение повлияет на существующие процессы, людей и инфраструктуру.
3. Бизнес вообще игнорирует ИТ, получая приложение как внешний сервис, либо, что еще хуже, устанавливает его во внутрикорпоративной сети без привлечения ИТ-службы, ставя последнюю перед фактом.
Итог неутешителен. Он печален для компании, но, чтобы изменить ситуацию, нужно сначала проанализировать происходящее в рамках следующего цикла.
- Бизнес-подразделение выдвигает требование.
- Бизнес принимает решение по поводу средств, которыми это требование будет удовлетворяться.
- ИТ получают от бизнеса команду реализовать и поддерживать это решение.
- Даже если избранная реализация безупречна, формируется новый автономный компонент ИТ-системы. При этом новое приложение только ищет данные и воспринимает их, требуя, чтобы были приняты соответствующие решения о том, что собой представляют эти данные и как их поместить в систему. Конечно, приложения такого рода могут исследовать существующие источники данных, однако ориентируются только на избранные типы данных. Кроме того, подобные приложения обычно поддерживают лишь один или два типа данных, например электронную почту, но не записи баз данных и транзакций или неструктурированные данные, существующие вне основного центра обработки данных.
- ИТ, как правило, предпринимают попытку развернуть стек нового приложения внутри существующих процессов резервного копирования и восстановления, восстановления после сбоев и т. д., создавая дополнительную нагрузку на существующие системы и процессы.
Увы, сегодняшняя ситуация такова, что ИТ-службы уже работают на пределе своих возможностей. Бизнес-подразделение считает, что ИТ не хватает гибкости, а задержки по времени предоставления сервисов неприемлемы, и, как следствие, начинает принимать решение без участия ИТ. Бизнес-службы могут сократить время, требуемое на развертывание нового приложения, но они не представляют, что такими действиями приносят больше вреда, чем пользы.
К сожалению, большинство не может позволить себе роскошь задумываться о такого рода вещах. Да и времени обдумать все зачастую нет. В ближайшей перспективе ИТ-служба начинает все больше устраняться от принятия решений, касающихся доступа к информации в бизнес-подразделениях. В результате ИТ-подразделения будут вынуждены поддерживать цели, устанавливаемые бизнес-подразделениями, но они не влияют — или практически не влияют — на процесс принятия решений и на то, как эти решения скажутся на способности ИТ предоставлять сервисы вообще.
Решение существует!
Основная проблема работы ИТ как сервисного бюро — это отсутствие гибкости, что, в свою очередь, происходит потому, что инфраструктура монолитна, сложна, требует особой специализации по каждому элементу и имеет бесчисленное множество внутренних зависимостей. Концепция «гибкости» в лучшем случае абстрактна. В идеальном мире центры обработки данных просто были бы набором инфраструктурных ресурсов, способных преобразовываться в виртуальные блоки. Подобные блоки могли бы удовлетворять текущие и долгосрочные потребности бизнеса и меняться почти в режиме реального времени таким образом, чтобы удовлетворять неизвестные ранее, новые требования и реагировать на непредвиденные ситуации.
Короче говоря, необходима такая виртуализация центров обработки данных, при которой бизнес мог бы больше не думать об ИТ и их особенностях, а ИТ-специалистам больше не нужно было раз за разом отказывать бизнесу в его запросах, что всем уже надоело до тошноты.
Говоря простыми словами, для реализации такой инфраструктуры нужен глобальный уровень доступа к виртуальным данным, который инкапсулирует и поддерживает централизованное управление данными в одном месте. В идеале этот «портал» виртуальных данных будет представляться в том виде, какой необходим каждому конкретному приложению, вне зависимости от типа данных, которые оно выдает. Портал будет воспринимать данные и передавать их в нужное место базовой инфраструктуры таким образом, чтобы выполнить требования бизнес-подразделения. В качестве центрального механизма управления данными он мог бы применять универсальные и специфические для объектов политики, касающиеся сохранения, защиты, безопасности, категоризации, управления производительностью и жизненным циклом и т. д.
Этот подход дает возможность ИТ-подразделению пересмотреть и полностью изменить несовершенные процессы, обеспечивая согласованность и более оперативно предоставляя сервисы бизнесу, от управления носителями данных до выполнения требований нормативных актов. Иными словами, всеми тактическими функциями ИТ-службы, которые заставляют нас отвечать отказом на все просьбы бизнеса, теперь станет возможно управлять и централизованно регулировать их. А это, в свою очередь, позволит ИТ-специалистам сразу соглашаться на все требования и динамически вносить необходимые изменения, не мешая развитию бизнеса, и в один прекрасный день таким подходом смогут воспользоваться многие.
Внимание данным
ИТ необходимо сосредоточиться на том, как можно лучше всего управлять данными, поскольку хранение, манипулирование, поиск и защита данных — главная цель существования ИТ
Виртуализация серверов — это первый инфраструктурный уровень, который необходим для того, чтобы такая реальность стала возможной. За счет создания серверной инфраструктуры, которая поддерживает виртуальные машины, можно обеспечить требуемую гибкость серверов. Виртуальные машины можно переносить между физическими машинами по желанию и даже автоматически — в случае возникновения сбоя, появления нового критерия производительности или любого другого нового события или проблемы. Виртуализация серверов означает, что по крайней мере с точки зрения «всегда иметь наготове компьютер для непредвиденной ситуации» мы можем казаться гибкими.
Возможность предоставить виртуальный сервер бизнес-подразделению в тот момент, когда тот потребовался, — прекрасна, но недостаточна. Она не решает всех остальных вопросов. Это хорошее начало для того, чтобы изменить отношение к ИТ и ликвидировать пропасть между ними и бизнесом, поскольку в этом случае ИТ-подразделение заранее соглашается выполнять любые запросы. Однако такая позиция лишь замедлит обострение внутренних проблем.
На самом деле необходимо перестать ориентироваться исключительно на инфраструктуру и начать заниматься тем, что действительно лежит в основе приложений, необходимых бизнес-подразделению, — данными. Бизнес-приложение не имеет никакого отношения к инфраструктуре; оно лишь предполагает, что инфраструктура в состоянии удовлетворить все ее потребности. Бизнес-подразделению нужны конкретные данные, связанные с этим приложением, в то время как предприятию в целом данные необходимы с учетом глобальной перспективы. Никто, кроме ИТ-службы, не думает об инфраструктуре. ИТ необходимо сосредоточиться на том, как можно лучше всего управлять данными, поскольку хранение, манипулирование, поиск и защита данных — главная цель существования ИТ.
Виртуализация данных — следующий важный этап. Приложения связываются с информацией через инфраструктуру. Изменения инфраструктуры разрывают эту связь. За счет создания виртуального соединения между приложением и данными мы можем решить большинство существующих сейчас первоочередных проблем ИТ и восстановить более тесное взаимодействие между ИТ и бизнесом.
Так как приложение принадлежит бизнесу, именно он, а не ИТ должен решить, какие требования необходимо удовлетворить для достижения поставленных целей. ИТ-службе будут принадлежать данные. Не информация, а именно данные. Отдельные приложения создают такие данные и манипулируют ими. Но данные становятся информацией, когда их используют. Когда бизнес-подразделение работает само по себе, без ИТ-службы, то в конечном итоге последняя утрачивает какое бы то ни было влияние и постоянно вынуждена действовать, находясь в безвыходном положении.
Как только ИТ-специалисты смогут сказать, что они готовы предоставить бизнесу возможность выполнять требуемое приложение и предоставить доступ к данным с учетом его требований, бизнес охотно изменит свое отношение к ИТ и передаст ИТ-службе управление инфраструктурой и данными.
В новой реальности добиться согласия за счет использования виртуализации данных наряду с виртуализацией инфраструктуры можно, начав с одного простого правила, которое ИТ устанавливают для бизнеса: ваше приложение должно держать свои данные «здесь».
«Здесь» — это значит в виртуальном интерфейсе абстракции данных, который допускает размещение всех типов данных (получаемых от всех видов приложений) в одном общем виртуальном месте. Если существует только одно виртуальное место, где находятся все данные, тогда для всех поисковых запросов будет только одно виртуальное место, где все данные можно найти. Помимо этой абстракции данных, ИТ придется выполнять всю ту непростую работу, которую они делали всегда, в том числе решать, какие данные где размещать, на какой срок, как их защитить и т. д. Но если это можно сделать «гибко», то изменение внезапно не станет критическим.
Серверная виртуализация поддерживает гибкость виртуальных машин, обрабатывающих стеки приложений, так что в случае возникновения ошибки или при появлении новых мощных технологий их можно интегрировать динамически, и тогда с учетом приоритетов мы могли бы переносить виртуальную машину в совершенно новую среду так, что бизнес-подразделение об этом знать не будет, не будет даже задумываться об этом. Перенос серверов, высокая готовность, восстановление после сбоев, оптимизация производительности и использование и оптимизация ресурсов — все эти функции вызывают изменение состояния, которые в обычных условиях приводят к прерыванию работы либо по крайней мере заставляют раздраженно звонить телефон. Виртуализация позволяет обеспечить автоматизм и гибкость, реализация которых ниже этого абстрактного уровня не видна.