Очередная новинка Apple вновь вызвала ажиотаж во всем мире (см. «Мода на планшет», Computerworld Россия, № 3, 2010) — но не в России. Прежде новинки компании уже не раз с разочаровывающей задержкой — помимо «серого» рынка — доходили до российских покупателей.
Реальные перспективы iPad, по мнению представителей отечественных ИТ-компаний, опрошенных Computerworld Россия, вызывают некоторые сомнения — даже у партнеров Apple.
Отчасти, впрочем, причиной тому — информационная политика производителя. Российское представительство компании отказалось от каких-либо комментариев, объяснив это тем, что не располагает дополнительной информацией.
Влас Петров, директор департамента «Ноутбуки, ПК и серверы», «Марвел»:
Про iPad пока говорить сложно. Во-первых, устройств в России попросту нет. Даже в Америке модели с поддержкой Wi-Fi появятся месяца через два, а с GSM — через три. У нас, следовательно, еще позже.
Во-вторых, не ясен канал распространения. Связано это с тем, что не понятно, отнесут в Apple эти устройства к разряду телефонов (тогда они будут продаваться через мобильных операторов) или же нет.
В целом iPad — это устройство «между iPhone и MacBook». С технической точки зрения в нем нет пока ничего революционного.
Наоборот, сейчас можно говорить о некоторых его технических ограничениях.
Поэтому, чтобы iPad не оказался лишь «небольшой нишей» между указанными продуктами Apple, его необходимо снабдить определенными востребованными сервисами — как это было, например, с плеерами iPod, благодаря которым стало возможным пользоваться iTunes.
Какие новые и по-настоящему популярные сервисы будут предложены для iPad Apple, пока сказать трудно.
Чтобы оценить популярность iPad, давайте попробуем его «примерить на себя».
Нам всем обязательно нужен мобильный телефон, а iPad его заменить не может. Так что телефон, пусть это будет iPhone, считаем, у нас уже есть.
Что мы добавим к iPhone? 10-дюймовый iPad весом 0,7 кг или полнофункциональный 13-дюймовый MacBook Pro весом 2 кг? Для меня ответ очевиден: конечно, MacBook Pro. Носить же с собой комбинацию iPhone + iPad + MacBook — это уже чересчур. А ведь в качестве ноутбука может использоваться устройство и подороже — MacBook Air, которое весит всего 1,36 кг.
А еще представьте, если создать «таблетку» с функцией Multi-Touch на базе ноутбука, с характеристиками как у MacBook Air, тогда приобретение iPad практически теряет смысл. Вывод: сейчас можно прийти лишь к очень сдержанной оценке перспектив массового распространения данного продукта. Тем не менее будем ждать новостей от Apple.
Григорий Кирпичев, руководитель отдела маркетинга, «МакЦентр»:
Мы предполагаем, что в России iPad найдет своих покупателей в основном среди пользователей, довольных iPhone и iPod touch.
Наверное, iPad оттянет часть клиентов у производителей электронных книг. Здесь многое зависит от того, насколько хорошо в нем будет реализована функция «читалки», и от цены на самые простые модели iPad. Пока ни того, ни другого мы не знаем.
Дмитрий Виноградов, руководитель рабочей группы «Ноутбуки», Merlion:
Рынок никак не изменится, потому что фактически продукт Apple — совсем не Tablet PC. У него практически отсутствуют возможности, свойственные традиционным и даже Tablet РС, которые и так обладают рядом ограничений функционала.
По сути своей, новинка Apple — это скорее электронная книга с возможностью выхода в Интернет или «большой iPod».
Даже при интернет-серфинге это устройство имеет ряд ограничений. Возможно, появление iPad и откроет новый сегмент, но к рынку Tablet PC это отношения иметь не будет.
Алексей Нистратов, ведущий технический специалист департамента ноутбуков представительства ASUSTeK:
iPad — устройство неоднозначное. С одной стороны, принципиально новых возможностей и сценариев использования оно не привносит — это, по сути, многофункциональный плеер с сенсорным интерфейсом для самых различных форматов медиаданных, включая электронные книги. Более того, в отличие от нетбуков, его нельзя рассматривать в качестве полноценного компьютера, поскольку он не многозадачен, не обеспечивает подключение устройств и совместимость с периферией, ограничивает функциональность программным обеспечением Apple и платным контентом, загружаемым через Интернет.
Эти ограничения, наряду со сравнительно высокой ценой (что касается российского рынка, можно уверенно прогнозировать, что цена будет существенно выше объявленных в США 500 долл.), позволяют предположить, что iPad в течение длительного времени будет нишевым, имиджевым решением.
С другой стороны, дальнейшее развитие аппаратной платформы планшетных устройств может привести к появлению других сильных игроков и активной конкуренции на рынке планшетов, от которой, как известно, выигрывают прежде всего покупатели.