Евгений Лачков: «Кризис сделал бизнес более взвешенным, что не могло не отразиться на наших взаимоотношениях с партнерами»

Кризис не мог не оказать влияния на деятельность дистрибьюторской компании, продажи которой в 2009 году уменьшились в долларовом исчислении на 38% по сравнению с предыдущим годом, а спад доходов от поставок сетевых и телекоммуникационных продуктов оказался еще сильнее. Однако, учитывая, что, по данным IDC, падение отечественного ИТ-рынка составило около 45%, в Landata склонны оценивать свою работу в прошедшем году со знаком плюс: компания сумела сохранить долю рынка, а по отдельным направлениям даже увеличить ее.

Согласно результатам исследований аналитического центра Real-IT лиги независимых экспертов ЛИНЭКС, приведенным экспертом лиги Сергеем Кареловым, спад совокупной выручки отечественных дистрибьюторских компаний составил 65 и 34% в третьем и четвертом кварталах прошлого года по сравнению с теми же кварталами 2008 года. За те же периоды продажи сетевого оборудования в России сократились соответственно на 43 и 24%.

Наибольший вклад в итоги телекоммуникационного направления Landata внесли продукты компаний Avaya (33% доходов дистрибьютора от этого вида бизнеса), ZyXEL (25%), Tandberg (13%), Allied Telesis (12%) и Juniper Networks (11%).

«Для сетевого бизнеса в прошедшем году была характерна изменчивость рыночной конъюнктуры и спроса, — подчеркнул Евгений Лачков, старший вице-президент по продажам группы компаний «Систематика», который в январе сменил пост генерального директора Landata на эту новую должность. — Так, например, отмечались повышенный интерес к продуктам Allied Telesis и существенный спад спроса на центры обработки телефонных вызовов».

В течение нескольких последних лет структура продаж в Landata, где ранее на долю телекоммуникационного направления приходилось 40% совокупных доходов, существенно изменилась. Ведущее место с долей 50% теперь занимают ПК и серверы, а на сетевые и телекоммуникационные продукты приходится 20%.

В Landata намерены вернуть телекоммуникационному направлению былую значимость. «2010 год я бы назвал годом телекоммуникаций для Landata», — подчеркнул Лачков, отметив обновленный и диверсифицированный портфель продуктов в этой области.

В 2008 году были подписаны соглашения с Juniper Networks и Tandberg, продажи продуктов которых продемонстрировали высокие темпы роста. Соглашение с Landata, считают в Tandberg, позволило последней увеличить в России свою долю рынка в сегменте терминальных решений с 31,5% в 2008 году до 58% в 2009-м. В прошлом году в дистрибьюторской компании завершилось формирование группы специалистов по продуктам Juniper, а количество работающих с ними партнеров превысило полсотни.

В 2009 году, несмотря на кризис, заключен контракт с Huawei Symantec. Кроме того, Landata присоединилась к партнерской программе Huawei Technologies, став первым отечественным дистрибьютором продуктов этой компании для сетей передачи данных.

Продукты Huawei, Juniper и Tandberg обладают высоким потенциалом для освоения и роста бизнеса, полагают в Landata. Комментируя ситуацию с приобретением Cisco компании Tandberg, Василий Селюминов, исполнительный директор Landata, пояснил, что окончательное решение о работе с Tandberg должно быть принято летом. «Если мы останемся лидирующим дистрибьютором Tandberg, то при всех вариантах в Cisco захотят общаться и с нами», — считает он.

Четвертый квартал, когда началась реализация отложенного спроса, был весьма удачным для Landata и превзошел по финансовым показателям соответствующий период 2008 года. Текущие результаты также превышают, хотя и не намного, показатели начала прошлого года. В целом в 2010 году в Landata рассчитывают «по внутренним ощущениям» на рост рынка, который может превысить 5%.

«Тем не менее рынок будет иным. Все прекрасно понимают, что в ближайшие несколько лет жизнь будет трудной», — подчеркнул Лачков.


ЛИНЭКС о российском ИТ-рынке

Сергей Карелов привел в ходе Landata Telecom Club данные о динамике отрасли

Объем ИТ-рынка составил в 2009 году 18,6 млрд долл., сократившись на 24% по сравнению с 2008 годом. Спад в сегменте оборудования достиг 38%, программного обеспечения — 8%, услуг — 5%. Затраты предприятий на собственный ИТ-персонал сократились в меньшей степени, чем сам ИТ-рынок.

Во второй половине года уменьшилось отставание от показателей 2008 года. В четвертом квартале падение доходов системных интеграторов практически закончилось, остановившись на уровне 19% по сравнению с тем же кварталом 2008 года, а их выручка от ПО и услуг даже возросла. Для производителей оборудования спад уменьшился вдвое по сравнению с третьим кварталом, в то время как в четвертом квартале он достиг 32%. Дистрибьюторы продемонстрировали ту же тенденцию с показателем спада 34%. Разработчики программного обеспечения добились роста в 4 и 8% в третьем и четвертом кварталах соответственно. Характерно, что тенденция изменения объема ИТ-рынка соответствовала — с отставанием на три-четыре месяца — динамике поведения ВВП. Результаты анализа ежемесячных изменений объемов ИТ-рынка свидетельствуют о том, что импульс его роста на исходе.