Однако, поскольку большинство ИТ-руководителей только задумываются о применении VDI, в этом году все ограничится, скорее всего, лишь пилотными проектами и небольшими развертываниями из-за высоких начальных расходов и технологических проблем, осложняющих работу пользователей.
Специалисты Совета по отрасли информационных технологий провели опрос, посвященный VDI, на 800 с лишним предприятиях по всему миру. Согласно полученным ими данным, технологии виртуализации десктопов в этом году собираются внедрить 31% респондентов, что вдвое больше по сравнению с 2009-м. Популярность смежной технологии, виртуализации приложений, тоже выросла: если год назад внедрение планировали 22% опрошенных, то сейчас — уже 37%. В Gartner получили похожие результаты, установив, что VDI в 2010 году собираются развертывать в 33% организаций.
Таким образом, примерно две трети заказчиков либо не будут развертывать виртуализацию приложений и рабочих столов в этом году, либо еще не определились. И на то есть веские причины, отмечает аналитик Burton Group Крис Вольф.
«Что касается окупаемости, то в течение трех-пяти лет проекты внедрения VDI хорошо если достигают уровня безубыточности, — указывает Вольф. — Хотя крупные поставщики утверждают обратное, на самом деле крупномасштабные проекты развертывания виртуальных рабочих столов, размещаемых на серверах, окупаются не очень быстро».
Между тем некоторые из ранних пользователей VDI говорят, что им удалось сэкономить за счет продления срока службы старых ПК или благодаря переходу на менее дорогие тонкие клиенты. Сообщается также, что образы рабочих столов, размещенные в центре обработки данных, проще в управлении и легче поддаются восстановлению в случае сбоя на устройстве конечного пользователя.
Следует учитывать, однако, что перенос образов рабочих столов и приложений с систем пользователя в ЦОД требует серьезных изменений как в инфраструктуре ИТ, так и в привычках. Директор по сетям Университета Брандейса Джон Тернер внедрил в своей организации серверную виртуализацию, но скептически относится к ее аналогу для рабочих столов. «Когда отключается сервер, пользователи еще могут подключиться к Интернету и выполнить работу, — утверждает Тернер. — Но если дает сбой виртуальный рабочий стол, это практически стопроцентная гарантия простоя. Кроме того, переход на VDI требует серьезного обучения ИТ-персонала».
Тем не менее, поскольку на многих предприятиях планируют перейти на Windows 7, в ИТ-департаментах стали пристальнее присматриваться к моделям VDI. Операционная система Windows Vista так и не достигла популярности XP, но с Windows 7 ситуация, по-видимому, будет иной.
«Windows 7 определенно станет катализатором, — убежден Вольф. — Это явно хорошая операционная система, и, учитывая, что через четыре года закончится обслуживание XP, на многих предприятиях готовятся к внедрению десктопов нового поколения. В компаниях понимают, что для этого придется трансформировать всю соответствующую инфраструктуру, и поэтому перебирают все возможные варианты, включая виртуализацию рабочих столов».
По убеждению Вольфа, 2010-й станет годом, когда предприятия начнут «пробовать почву» и запустят небольшие пилотные проекты VDI. Однако даже те, кто внедряет виртуализацию рабочих столов уже сейчас, вряд ли сразу виртуализуют всю инфраструктуру. «К полной виртуализации рабочих столов еще никто не готов», — отмечает Вольф.
«Большинство ИТ-руководителей относятся к VDI с долей скептицизма, — считает Фил Гроув, директор по услугам для конечных пользователей компании CSC, занимающейся аутсорсингом ИТ. — Пока не многие внедряют виртуализацию рабочих столов в крупном масштабе».