Так или иначе, компания МТС стала пионером в области комплексного аутсорсинга в России, передав Nokia Siemens Networks все функции эксплуатации и обслуживания сети мобильной связи в 16 регионах Центральной России. По условиям пятилетнего аутсорсингового контракта, 250 сотрудников технической службы МТС переводятся в штат Nokia Siemens Networks.
На подрядчика возложены обязанности контроля и управления всем сетевым оборудованием, его монтажа и настройки, дистанционной замены ПО, проектирования новых сегментов сети и др. Разумеется, полный аутсорсинг сетевой инфраструктуры не означает, что в ведении оператора вообще не останется каких-либо ИКТ-систем. Как объяснили в пресс-службе МТС, разграничение ответственности между аутсорсером и владельцем сети осуществляется не в технологической, а в функциональной плоскости. Так, полное техническое обслуживание элементов сети (в том числе башен связи, опорных линий связи, узлов коммутации, а также вспомогательного инженерного хозяйства — кондиционеров, генераторов и т. д.) выполняет Nokia Siemens Networks, а в ведении оператора остаются функции контроля над качеством услуг и выполнение задач, предписанных МТС как оператору связи условиями лицензий и отраслевым законодательством.
Перевод технических специалистов из одной компании в другую будет осуществляться поэтапно, в течение четырех месяцев после подписания контракта. За этот период будут детально уточнены передаваемые внешнему подрядчику функции, и в зависимости от них определится численность переводимого персонала. В штате МТС в любом случае останется некоторое число собственных инженеров службы эксплуатации, необходимое как минимум для взаимодействия с Nokia Siemens Networks и контроля над выполняемыми аутсорсером работами.
Руководство МТС ожидает, что аутсорсинговый контракт позволит оптимизировать затраты компании, увеличив гибкость организационных процессов, прозрачность и предсказуемость операционных расходов. Благодаря ему значительно упростится управление сетью в целом, что особенно важно в период активного развития услуг 3G в ЦФО.
Эффективность аутсорсингового проекта МТС собирается оценить в течение года, причем в интегральной оценке будут учтены все параметры — от прямой экономии средств до опосредованных выгод, обусловленных применением производителем в сети оператора новейших технологий и повышением оперативности устранения неполадок. Все это в конечном счете приведет к улучшению параметров сети, увеличению объемов генерируемого пользователями трафика и росту выручки МТС.
Nokia Siemens Networks, имеющая большой международный опыт обслуживания операторских сетей, была фактически безальтернативным кандидатом на роль аутсорсера сети МТС в Центральном регионе. Выбор аутсорсера в МТС объяснили так: проект в компании рассматривают как экспериментальный, пилотный. Для снижения возможных технических рисков в качестве аутсорсера выбиралась та компания, чья доля присутствия и опыт работы в регионе были наибольшими. По информации Nokia Siemens Networks, в макрорегионе «Центр» федеральной сети МТС немецко-финский производитель внедрял оборудование радиоподсистем 2G и 3G, центров коммутации, сети пакетной передачи данных и систему управления всеми этими подсистемами. Однако в переданной на аусорсинг сети используется оборудование и других поставщиков, поэтому проект с полным основанием можно считать мультивендорным. На таких проектах как раз и специализируется Nokia Siemens Networks в мировом масштабе.
По сведениям Informa Telecoms & Media, мировыми лидерами по аутсорсинговому обслуживанию сетей мобильной связи сегодня являются Nokia Siemens Networks, Ericsson и Alcatel-Lucent, которые делят между собой 60% этого рынка. Аналитики прогнозируют, что расходы мобильных операторов на аутсорсинг обслуживания их сетей достигнут к 2014 году 29 млрд долл.