В ее состав входят центральный и семь региональных филиалов, а также 23 логистических распределительных центра. Более 1300 магазинов X5 расположены в Москве, Санкт-Петербурге и еще 43 городах европейской части России, Урала и Украины. Частью бизнес-стратегии компании является слияние и поглощение розничных сетей. О структуре и развитии центров обработки данных X5 еженедельнику Computerworld Россия рассказал Андрей Грудев, начальник управления проектами развития сервисов.
В чем заключается специфика ИТ-поддержки деятельности крупного ритейлера, имеющего разветвленную сеть магазинов?
Работа такой крупной компании, как X5 Retail Group, невозможна без передовых информационных технологий. А для их эффективного использования необходимо в первую очередь обеспечить непрерывность поддержки сервисов. Учитывая различные временные пояса, где расположены магазины X5, а также круглосуточную работу многих из них, сложно выделить определенное технологическое «окно» для проведения регламентных и других видов работ в ЦОД. В то же время только постоянная готовность ИТ-инфраструктуры и коммуникаций способна обеспечить конкурентоспособность. Между объектами торговой сети происходит постоянный обмен данными, включая сведения об объемах продаж и потребности магазинов в продуктах, результаты мониторинга рынка, информацию об уровне цен в различных регионах, рассылку прайс-листов из единого центра. Все это входит в повседневную работу ИТ-систем и требует безотказного функционирования инфраструктуры, что достигается архитектурными решениями, резервированием систем, каналов связи и центров обработки данных.
Расскажите об истории создания и современном состоянии вычислительных систем X5.
К формированию нашего первого ЦОД мы приступили сразу после объединения торговых сетей «Перекресток» и «Пятерочка» в 2006 году. Тогда требовалось объединить и унифицировать бизнес-приложения этих компаний, создать поддерживающую их инфраструктуру. На начальном этапе в новом ЦОД были установлены серверы обеих сетей. На протяжении трех лет мы «выравнивали» инфраструктуру, и теперь пришли к ее современному состоянию. В качестве серверов основных баз данных используются старшие модели Unix-систем IBM System p, в качестве серверов приложений — системы IBM BladeCenter с лезвиями на платформах RISC и x86. Основные системы хранения — дисковые массивы HDS.
В настоящее время в Москве действуют два центра обработки данных X5 — наш собственный ЦОД и удаленный на несколько десятков километров центр, расположенный на площадке одного из провайдеров услуг. Каждый из них содержит серверы IBM System p, а также систему хранения Hitachi. На этих двух площадках, обмен данными между которыми осуществляется по принадлежащим нам волоконно-оптическим линиям связи, установлено также около 160 физических и виртуальных серверов стандартной архитектуры, обеспечивающих поддержку повседневной деятельности. В ближайшее время будет введен в действие еще один ЦОД, удаленный на несколько сотен километров от Москвы; впоследствии появится дублирующий его резервный центр. Для взаимодействия с новым ЦОД используются физически разнесенные арендованные каналы связи.
Какие задачи решаются этими центрами обработки данных?
В настоящее время в X5 Retail Group развернута масштабная инсталляция системы управления торговой деятельностью на базе SAP for Retail. Сейчас она поддерживается московскими центрами, однако в дальнейшем они будут использоваться для вспомогательных задач, а система SAP будет перенесена в удаленный центр, где ее базы данных будут поддерживаться кластером серверов IBM eServer p595, реализованным на базе технологии IBM High Availability Cluster Multi-Processing.
Выбирая высокопроизводительные вычислительные системы, вы делаете ставку на оборудование одного производителя. Не налагает ли это излишних ограничений?
Определенный риск есть. Однако следует учитывать, что перенос новых приложений на разные платформы сам по себе требует дополнительных усилий и ресурсов. Мы установили первый сервер IBM p590 два года назад для инсталляции СУБД системы поддержки торговой деятельности, разработанной в «Перекрестке». Мы убедились в его надежности, и, что не менее важно, в возможности полноценного обслуживания подрядчиками не только «железа», но и части приложений. Кроме того, если в таких организациях, как ЦБ и РЖД, вполне успешно используют мэйнфреймы IBM, не опасаясь «привязки» к одному производителю, то с Unix-серверами все обстоит гораздо проще. Кстати, мы выяснили, что известные международные компании широко используют совместно серверы IBM и системы хранения Hitachi.
В чем суть стратегии внедрения ИТ-систем поддержки бизнеса? Как происходит выбор необходимых для них аппаратных платформ?
В стратегии развития ИТ-инфраструктуры, являющейся частью корпоративной стратегии поддержки бизнеса, утвержденной наблюдательным советом, определены приложения, которые будут развертываться в течение ближайших трех лет, и необходимые для них аппаратные средства. Нами разработаны корпоративные ИТ-стандарты, регламентирующие типовые архитектурные решения, включающие серверы, системы хранения, ИБП, другие компоненты, предназначенные для объектов различного масштаба, входящих в структуру X5. Определены различные типы конфигураций серверов и других систем, которые являются строительными блоками таких архитектурных решений. На все это оборудование имеются договоры поставок, заключенные на основе электронных торгов и тендеров. Такая стратегия позволяет оптимизировать расходы на развертывание и модернизацию ИТ-инфраструктуры.
К наиболее острым проблемам современных ЦОД обычно относят нехватку площадей и дефицит энергоснабжения. Насколько это затрагивает вас?
В X5 Retail Group принята комплексная программа энергосбережения. В центрах обработки данных мы идем проторенным путем, полагаясь на виртуализацию, консолидацию и централизацию ресурсов, использование единой системы хранения данных, внедрение лезвийных серверов. В настоящее время в рамках проекта по созданию резервного ЦОД в основном московском ЦОД ежедневно два-три сервера переносятся на виртуальные платформы, и уже сегодня экономия электроэнергии становится весьма ощутимой.
Каким образом вы регулируете отношения с бизнес-пользователями и обеспечиваете соответствующее их требованиям качество обслуживания?
До недавнего времени мы не заключали соглашений об уровне обслуживания. Такая модель была принята в «Перекрестке», где более 15 лет она работала вполне успешно. К настоящему времени в X5 создана эффективно работающая служба поддержки ИТ-систем, включающая наших сотрудников и специалистов подрядных организаций. Последние, как я уже упоминал, осуществляют поддержку на уровне некоторых приложений. Они обслуживают также инженерное оборудование, в том числе ИБП General Electric и кондиционеры Stulz в основном московском ЦОД, которые охвачены системой мониторинга АРС NetBotz. У нас есть бригады мобильных инженеров, которые направляются по заявкам, поступившим в Service Desk, для устранения неполадок в ИТ-системах магазинов. Накопленный опыт позволил перейти к внедрению нескольких процессов ITIL, среди них — Service Level Management, в рамках которого начинается формализация отношений с бизнесом и разработка первых SLA.