OASIS (Organization for the Advancement of Structured Information Standards), организация по разработке стандартов структурированной информации, готовится к ратификации CMIS (Content Management Interoperability Services), набора вызовов, который позволит единым образом передавать информацию между системами управления контентом, предлагаемыми различными поставщиками. В работе над CMIS участвуют тяжеловесы рынка ECM (Enterprise Content Management) — компании IBM, Microsoft, EMC и Alfresco.
«На данный момент практически все участники рынка ECM выразили желание поддержать CMIS в своих продуктах», — отметил в блоге Итан Гуреш, менеджер Microsoft, отвечающий за участие корпорации в инициативе.
По мнению наблюдателей, данный стандарт крайне необходим как производителям ECM, так и их заказчикам. Сегодня методы извлечения и изменения данных в EMC Documentum, Microsoft Sharepoint и других подобных системах для каждой из них уникальны. Как отмечает Иэн Хауэлс, директор по маркетингу Alfresco, каждый из соответствующих API совершенно не похож на другие. В результате при разработке приложений, извлекающих данные из ECM-систем, особенно сразу из нескольких, приходится вкладывать слишком много труда.
«В каждой системе контент хранится в проприетарном формате, медатанные — в своей, уникальной форме, и API тоже индивидуален. Это просто кошмар», — считает Хауэлс. CMIS способен упростить ситуацию, поскольку предлагает универсальный набор вызовов, которыми разработчик может пользоваться независимо от того, с какой системой управления контентом он имеет дело. Вызовы могут работать как по протоколу REST, так и по принятому у разработчиков веб-сервисов SOAP.
По мнению Хауэлса, разработчики систем ECM поддержали стандарт, поскольку отсутствие интероперабельности стало препятствовать росту их бизнеса. В отрасли систем управления контентом надеются повторить успех рынка приложений СУБД, который начал процветать со времени стандартизации языка запросов к базам данных SQL.
«CMIS можно считать разновидностью SQL для контентных сервисов», — полагает Хауэлс. CMIS охватывает не все операции систем управления контентом, а лишь общие, характерные практически для всех продуктов. Например, в стандарте предусмотрены вызовы для создания, считывания, обновления и удаления файлов. Имеются также возможности работы с историей версий и доступа к иерархически организованным файлам. Как и в SQL, в CMIS используются запросы вида SELECT-FROM-WHERE. Стандарт не распространяется на некоторые другие функции, например разметку и управление записями.
Тони Бирн, руководитель программы исследований рынка ECM компании The Real Story, выражает сдержанный оптимизм по поводу CMIS.
«Стандарт может оказаться полезным заказчикам, потому что он отделяет уровень репозитория от уровня приложений, — считает Бирн. — Благодаря этому организациям станет проще использовать совместно более широкий спектр программного обеспечения, например SharePoint — для пользовательского интерфейса, а Documentum — для хранения и обработки документов».
Неизвестно, однако, в каком объеме разработчики систем ECM поддержат стандарт в своих программных продуктах. Компания может заявлять о поддержке, но в реальности обеспечить лишь минимальный ее уровень. Стоит напомнить также, что сообщество ECM уже не впервые делает попытку принять кроссплатформенный стандарт. Спецификация Java Content Repository, предназначенная для обеспечения совместимости между основанными на Java системами управления контентом, так и не стала общепринятой из-за относительно низкого уровня поддержки.
До сих пор компании, участвующие в разработке CMIS, внешне выражали энтузиазм по поводу стандарта. Проводились презентации, в ходе которых демонстрировалась возможность извлечения клиентскими программами данных из различных репозиториев с помощью CMIS-запросов. Появляются программные продукты, поддерживающие новый стандарт. Например, компания Alfresco обеспечила поддержку драфта CMIS 1.0 в Alfresco Community Edition 3.3. Однако, несмотря на энтузиазм по поводу CMIS, у большинства производителей уйдет несколько лет на реализацию поддержки стандарта в продуктах, считает Бирн. По его мнению, CMIS тоже лишь обеспечивает независимость от используемого репозитория, но не решает проблему интеграции процессов.
«Если у меня есть приложение, способное получать данные с помощью универсального языка запросов, это не означает автоматической интеграции моих бизнес-процессов», — подчеркивает Бирн. Тем не менее участие крупнейших производителей систем ECM должно способствовать внедрению стандарта.