«Было гораздо проще, когда мы выдавали каждому мобильному сотруднику ноутбук Dell Latitude и смартфон BlackBerry, предупредив, что больше ничего не понадобится», — отмечает Пол Дебизи, аналитик Gartner, один из участников посвященного актуальным проблемам беспроводных и мобильных технологий круглого стола на только что завершившейся выставке Interop.
Но теперь телефоны все больше приближаются по возможностям к компьютерам и ситуация осложняется из-за большого количества популярных платформ, в число которых входят BlackBerry, iPhone, Android, Palm, Windows Mobile и Symbian.
«Мобильных платформ сейчас уже целых шесть, и внезапно оказывается, что необходимо обеспечивать поддержку то одной, то другой», — отмечает Майкл Миллер, старший вице-президент по технологической стратегии Ziff Brothers Investments.
Обеспечить доступ к электронной почте еще относительно просто, но нужен также и доступ к приложениям предприятия.
«Заставить работать корпоративные приложения на всех этих платформах — задача посложнее, — полагает Миллер. — Мы все привыкли к приложениям, которые работают на настольных компьютерах и ноутбуках с Windows. Что же происходит, когда пользователь рассчитывает на постоянную связь с приложениями предприятия через карманное устройство? Ни на iPhone, ни на BlackBerry Windows 7 не работает, да вы бы этого и не захотели».
Прогресс в области мобильных технологий идет стремительно, на рынок постоянно поступают новые смартфоны, развиваются новые стандарты сотовой связи, такие как 4G, WiMAX и LTE.
«Мобильный мир становится все сложнее, и теперь предприятия уже не могут ограничиваться поддержкой только какого-то одного устройства», — считает Лайза Файфер, президент компании Core Competence, специализирующейся на технологическом консалтинге. Можно попытаться остановиться на небольшом числе стратегически важных платформ и приложений, но ИТ-руководителям будет сложно предотвращать использование мобильных устройств тех или иных видов.
«Пришло время перестать считать обеспечение поддержки мобильности узкой задачей, ограниченной корпоративным стандартом, — уверена Файфер. — Пора думать о том, как обеспечить мобильный доступ для всех существующих устройств».
Мобильные устройства гораздо более многообразны, чем ноутбуки, отметила она. Иллюстрируя свои слова, Файфер продемонстрировала аудитории смартфон HTC Droid, купленный ею несколько месяцев назад. Как оказалось, на Droid не работают приложения, которые Файфер нужно было протестировать на Interop, и ей пришлось взять с собой еще один смартфон, Google Nexus.
«А у кого-то из ваших пользователей может быть одновременно Droid и iPod Touch», — добавила она.
Возможно, в каких-то случаях это вопрос личных предпочтений, но часто у пользователей могут быть вполне обоснованные рабочей необходимостью причины подключать несколько смартфонов разных видов к корпоративной сети.
Хотя одной из актуальнейших проблем всегда являлось обеспечение безопасности, администрирование мобильных устройств сейчас, возможно, выходит на первое место. В ходе Interop были опрошены 475 посетителей выставки, и 200 респондентов назвали управление мобильными устройствами наиболее актуальной для себя на сегодня проблемой.
Со временем предприятиям понадобятся новые платформы управления и корпоративные политики, обеспечивающие возможность использовать множество видов устройств, полагает Файфер.
Если бы все мобильные приложения работали в браузерах, создание стандартизованных инструментов управления было бы делом относительно простым. Однако с ростом популярности iPhone и Android появилось множество моноплатформенных приложений, которые работают только на каком-то одном устройстве. И если платформа Android открыта и для нее легко писать приложения, то в случае с iPhone это не так, отметил Миллер.
«У Apple очень закрытый процесс разработки приложений, — утверждает он. — Запрещено писать программы для iPhone с помощью инструментов, предлагаемых не Apple. Теоретически вы не имеете права создавать приложения для iPhone ни средствами Adobe, ни Microsoft».