А концепцию «конвергентной инфраструктуры для решения критически важных задач» можно рассматривать, по сути, как новую парадигму технологического развития платформы Itanium. Будущее этой платформы сегодня волнует не только заказчиков систем на основе Itanium, среди которых, по данным Intel, фигурируют 80% компаний из списка Global 100. В ходе форума на вопросы еженедельника Computerworld Россия ответил Керк Бресникер, ведущий технолог подразделения HP Business Critical Systems.
Что стоит за совмещением Unix-систем на базе Itanium с представленной осенью 2009 года концепцией Converged Infrastructure — эволюция или революция? В HP предлагают отказаться от «устаревших статичных инфраструктур». Но как тогда быть с системами, которые все еще используются в рамках этих инфраструктур? Просто выбросить или есть иные варианты?
Естественно, мы будем рекомендовать всем обратить внимание на тот потенциал, что сейчас может быть реализован посредством обновления ИТ-инфраструктуры. Ведь если мы сравним нынешние системы на основе 65-нанометровых Itanium (Tukwila) и, скажем, те, что выполнены на базе старых процессоров PA-RISC, то получим 20-кратную разницу в производительности между ними. Это значит следующее. Мы можем взять приложение для старой системы и дополнить известные ее преимущества по части секционирования, виртуализации, возможностей управления и т. д. новыми возможностями архитектурной модели Converged Infrastructure. К тому же затраты на такую модернизацию окупятся в очень короткие сроки.
Мы, кстати, готовы предоставить заказчикам средства, позволяющие оценить, насколько эффективны их центры обработки данных с точки зрения энергопотребления, занимаемых площадей, используемых людских ресурсов и т. д. Понятно, что кое-что из накопленного в ранее использовавшихся системах вполне можно применять и в дальнейшем. Это позволило бы полнее раскрыть те возможности, которые несет в себе переход на работу критически важных приложений в тесном контакте с остальными компонентами ИТ-инфраструктуры.
От тех, кто полагается исключительно на архитектуру x86, порой можно услышать, что «устаревшими» являются Unix-системы. Ведь действительно рынок Unix-систем в последние годы имел тенденцию к сокращению. Считаете ли вы, что процессоры Itanium серии 9300 в сочетании с концепцией Converged Infrastructure позволят эту тенденцию переломить?
Рынок Unix-систем в последнее время вполне стабилен, и вся основная интрига здесь сводится к противостоянию двух компаний. У нас, на мой взгляд, сейчас неплохие позиции в этом противостоянии. И если мы продолжим действовать в том же ключе, предлагая заказчикам экономически эффективные решения для критически важных задач (в качестве примера такого подхода я бы назвал шаблоны решений на платформе BladeSystem Matrix), то у нас и впредь будут хорошие шансы на успех.
Можно ли рассматривать HP Superdome 2 как альтернативу мэйнфреймам?
Заказчикам, использующим мэйнфреймы, мы готовы предложить не только инфраструктуру для эффективной работы критически важных приложений с большими объемами разнородных данных, но и весь тот опыт, что был накоплен в подразделении HP Enterprise Services, которое, как вы знаете, создано на базе компании EDS. (Приобретена HP в 2008 году. — В. С.) А это, без преувеличения, тысячи и тысячи успешных проектов по переходу к более прогрессивным ИТ-системам. И мы готовы помочь этим заказчикам шагнуть в XXI век, не потеряв при этом те возможности, к которым они привыкли.
Переход от мэйнфреймов возможен и на Unix-системы IBM на основе Power7, которые показывают очень впечатляющие результаты эталонных тестов. Что могут этому противопоставить в HP?
Мы предлагаем заказчикам инфраструктуру, охватывающую весь спектр их задач. И в рамках этой инфраструктуры больше нет изолированных сред, относящихся к платформе x86 или Unix. Это то, что в настоящее время не может предложить ни один из наших конкурентов. У некоторых из них нет той экспертизы, которая есть у нас в отношении всей гаммы серверных технологий, начиная от систем электропитания и охлаждения и заканчивая системами хранения данных, ПО управления и архитектурными решениями для критически важных задач. Другие по-прежнему в большей степени ориентируются на привычные подходы к построению решений на базе обособленных систем.
На наших глазах происходит все более тесное сближение платформ Itanium и Xeon — на уровне функциональных возможностей, используемых компонентов и т. д. Означает ли это, что уже в скором времени мы увидим серверы для критически важных приложений на базе Xeon?
Подход Intel к проектированию серверных процессоров заключается в том, чтобы происходило взаимное обогащение платформ Xeon и Itanium. За примерами далеко ходить не надо — некоторые функции обеспечения надежности и работоспособности, ранее реализованные в Itanium, теперь появились и у Xeon. С другой стороны, процессорная шина QPI сначала была разработана для Xeon, а теперь используется и в Itanium. Мы, со своей стороны, придерживаемся тех же принципов (например, некоторые функции управляющего ПО Matrix Operating Environment были сначала проработаны для HP-UX) и всегда стараемся наилучшим образом соответствовать требованиям наших заказчиков.
Почему тогда в HP до сих пор нет планов по переносу операционной системы HP-UX на платформу Xeon?
Если мы говорим о реализованной в новых лезвийных серверах HP Integrity концепции гибких решений для критически важных задач, то она складывается из трех важнейших компонентов. Это — новые процессоры Itanium, аппаратный микрокод и программные технологии HP. Ряд функциональных возможностей Itanium, от которых мы зависим, пока не перенесен на платформу Xeon. В частности, технология MCA (Machine Check Architecture), появившаяся недавно в процессорах Xeon серии 7500, лишь частично включает в себя то, что реализовано для Itanium.
Процессоры Itanium, по сути, заменили HP архитектуру PA-RISC, хотя поначалу предполагалось, что два семейства будут сосуществовать и развиваться параллельно. От HP сейчас во многом зависят перспективы платформы Itanium. Но так ли был необходим отказ от собственной процессорной архитектуры?
Не забывайте, что у нас были не только инженеры, разрабатывавшие процессоры PA-RISC, но и свои собственные полупроводниковые производства. Продолжать вкладывать средства в их развитие с экономической точки зрения было бесперспективно. В то же время у Intel, полагаю в этом никто не сомневается, были и остаются самая совершенная в отрасли производственная структура и великолепно оснащенные предприятия по выпуску микросхем. Так что это решение было обусловлено как технологически, так и с позиций бизнеса. И оно позволило нам фактически встать вровень с безоговорочным лидером полупроводниковой индустрии.