Пожалуй, впервые за все годы проведения форума, то есть с 2001 года, его участники с таким пессимизмом отнеслись к сложившейся ситуации: о возможном уходе из России заявило сразу несколько компаний. Они, конечно, не планируют закрывать свои офисы и центры разработки в России, но собираются сократить количество российских сотрудников или их долю в общем числе работников.
По словам Николая Пунтикова, президента по операциям Exigen Services, сейчас в России экономические условия хуже, чем в любой другой стране, в которой работают подразделения компании. В более выигрышном положении находятся не только Белоруссия, Китай и Украина, но даже Прибалтика. «Стоимость разработки программного обеспечения в России уже примерно такая же, как в США, — заявил Пунтиков. — Если будем расширять штат российских офисов, как в прежние годы, то не сможем на равных конкурировать на мировом рынке услуг по разработке программного обеспечения с компаниями из других стран. Поэтому сейчас активно набираем сотрудников не в России, а, например, в Китае и Белоруссии».
Как полагают участники форума, экспорт программного обеспечения по итогам 2010 года, скорее всего, «по инерции» вырастет, но в 2011 году роста не будет.
На три с минусом
Результаты опроса, проводимого ежегодно по заказу ассоциации «Руссофт», также говорят о негативных изменениях. Компании-экспортеры оценили существующие в России условия деятельности в среднем на 2,72 бала по пятибалльной шкале.
Софтверные компании недовольны многим: инфраструктурой, бюрократией, уровнем господдержки отрасли и экспорта. Однако основное возмущение участников форума вызвала отмена льготы по единому социальному налогу. Для аутсорсинговых компаний, у которых зарплата составляет 70-80% себестоимости продукции, величина этого налога имеет огромное значение.
Размер ЕСН, который при льготном режиме составлял 14%, с начала текущего года увеличился до 26%. О катастрофе для отрасли в связи с этим повышением в СМИ говорилось уже немало. Вроде бы есть политическое решение вернуться к 14-процентной ставке. Однако многие руководители компаний уже не верят в то, что налог будет снижен.
При этом явные противники льготы отсутствуют. Все вроде бы понимают, что повышение ЕСН для софтверных компаний бессмысленно, поскольку вряд ли приведет к повышению платежей по нему: компании переместят разработку в другие страны, уйдут в тень или обанкротятся.
Льготы и формулировки
Не обещали скорейшего возврата льготы и присутствующие на форуме представители правительства — Артем Шадрин, заместитель директора департамента стратегического управления и бюджетирования Минэкономразвития, и Сергей Иванов, заместитель директора департамента государственной политики в области информатизации и информационных технологий Минкомсвязи.
Иванов посоветовал строже относиться к формулировкам при изменении законодательства и нормативных актов. Из-за неправильно употребляемых терминов, по его мнению, два года нельзя было пользоваться режимом временного ввоза оборудования без оплаты таможенных пошлин. Однако предложение это правильнее было адресовать не залу, а правительству или законодателям.
Шадрин заявил, что налоговыми льготами господдержка не ограничивается. Он перечислил несколько программ, в рамках которых софтверным компаниям можно получить финансирование из государственного бюджета. Между тем экспортеры ПО не участвуют в этих программах, но жалуются на отсутствие поддержки. Можно предположить, что многие руководители о программах не знают. Впрочем, и те, кто знает, панацеей их не считает. По словам Александра Егорова, генерального директора «Рексофта», в его компании рассматривали возможность получить субсидии из бюджета Санкт-Петербурга на маркетинговую деятельность за рубежом. Но выяснилось, что для получения 1 млн руб. пришлось бы затратить слишком много рабочего времени сотрудников, и примерная стоимость этого времени составляет 300 тыс. руб. «Кто-то, скорее всего, использует по назначению эти субсидии, но для нас их получение слишком обременительно», — заявил Егоров.
В целом Шадрин видит причину злоключений отрасли в том, что до сих пор у правительства не было стратегии развития в области ИТ. Президент России Дмитрий Медведев, по его словам, уже поручил ее разработать до конца года. Однако близкое появление стратегии никак не повлияло на настроение участников форума. Слишком велика вероятность, что данная стратегия окажется лишь набором предложений от профессиональных объединений, представляющих ИТ-индустрию. Непонятно, кто будет отвечать в правительстве за ее разработку, а потом — за реализацию.