В последние годы структура программного портфеля, акценты в его развитии, программные бренды, а также кадровый состав руководителей подразделения HP по программному обеспечению постоянно подвергались значительным изменениям. Есть ощущение, что к середине 2010 года, с приходом нового руководителя, департамент HP Software & Solutions наконец стабилизировал свое видение роли HP на рынке программного обеспечения. Компания намерена и в дальнейшем продвигать решения в трех основных областях — традиционной для HP сфере управления ИТ и в сформировавшихся после приобретения несколько лет назад компании Mercury новых направлениях — стратегического управления проектами и управления качеством программного обеспечения.
Открывая конференцию, не так давно вступивший в должность исполнительный вице-президент HP Software & Solutions Билл Вейт отметил происходящие сейчас фундаментальные изменения в способах «доставки» возможностей информационных технологий бизнесу. Это, во-первых, распространение технологий виртуализации, которые, по данным, приведенным Вейтом, к 2014 году охватят практически половину развернутых мощностей серверов на базе x86-архитектуры. Вторая очевидная тенденция — растущий интерес к облачной парадигме. Вейт прогнозирует наступление эры повсеместного использования облаков уже через два года.
При этом ИТ-организации все более утверждаются в роли не сугубо технологического подразделения, а, как выразился Вейт, «брокера сервисов» для бизнеса, ставящего во главу угла выполнение заданных для каждого сервиса соглашений об уровне обслуживания. Исходя из этих тенденций HP модернизировала свой портфель программных продуктов для управления бизнес-сервисами. На конференции была представлена новая версия линейки Business Service Management. Как заявил Вейт, продукты BSM 9 базируются на трех китах: унификация операций в традиционных, виртуализованных и облачных инфраструктурах, всесторонняя автоматизация этих операций и упрощение работы персонала благодаря использованию технологий Web 2.0.
С приходом облаков и виртуализации сложность управления ИТ-инфраструктурой значительно возрастает. Робин Пуроит, генеральный менеджер по продуктам HP Software, заметил, что в современном «гибридном» центре обработки данных, который объединяет локальные физические и виртуализованные ресурсы компании и облачные сервисы разных типов, в месяц может происходить до тысячи изменений, а каждый сбой вызывает значительные затраты не только времени ИТ-персонала, но и ИТ-бюджета.
Рецепт упрощения работы ЦОД поставщики средств управления открыли уже давно — это комплексная автоматизация повседневных операций, проактивный мониторинг среды для быстрого восстановления работоспособности приложений. HP распространяет его использование на гибридные инфраструктуры: решения BSM 9, как заявляют в компании, обеспечивают необходимую автоматизацию независимо от того, какие компоненты включает в себя инфраструктура организации. В рамках портфеля BSM выпущены новые, ориентированные на гибридные инфраструктуры версии продуктов: Business Availability Center 9.0 для мониторинга и диагностики приложений и автоматизации восстановления после сбоев, Operations Manager i 9.0 для автоматического обнаружения изменений в приложениях и других компонентах инфраструктуры, как физических, так и виртуальных, и Network Management Center 9.0 для управления доступностью и производительностью сетевых сред, объединяющих физические сети, виртуальные серверы и общедоступные облачные сервисы.
Центральным элементом BSM 9 является новая сервисная модель времени выполнения. Именно эта технология и превращает просто управление ИТ в управление бизнес-сервисами на базе гибридной ИТ-инфраструктуры. Данная сервисная модель в реальном времени отображает зависимости бизнес-приложений от элементов инфраструктуры — физических, виртуальных и облачных, предоставляя администраторам полную картину состояния сервиса на каждый момент времени. Автоматизированное построение модели сервисов достигается благодаря интеграции BSM 9 с системой управления конфигурациями HP Configuration Management System и занимает, как пояснил Пуроит, около часа вместо недели, которая обычно уходит на создание карты сервисов вручную. Модель обновляется практически в реальном времени на основе данных об инфраструктуре, которые собираются не путем ее периодического сканирования, а с помощью оповещений о событиях.
BSM 9 консолидирует всю информацию о бизнес-сервисах в единый репозиторий, делая его полезной базой не только для обеспечения необходимой доступности и производительности сервисов, но и для решения ряда других задач, например для анализа состояния ИТ-среды в целях обоснования финансовых затрат на ее модернизацию и развитие. Эту тему в HP также считают очень актуальной — год назад на HP Software Universe в центре внимания были решения для финансового управления ИТ (IT Financial Management, ITFM).
Еще одним ключевым событием конференции стал анонс нового продукта HP Test Data Management. Это система управления данными для тестирования приложений, которая автоматизирует процесс извлечения для тестов реальных данных из продуктивных систем. Как пояснил Марк Сарбиевски, старший директор по маркетингу продуктов HP Software, по мере роста сложности тестируемых систем обостряется проблема быстрого получения нужных данных для тестирования. Наиболее качественным процесс тестирования будет при условии использования данных уже работающих приложений, но доступ к ним для тестировщиков очень сложен, потому что необходимо заказывать копии данных у администраторов баз данных. Кроме того, определенные данные, например финансовые данные или медицинские записи, оказываются полностью закрыты для тестирования, поскольку подчиняются тем или иным регулятивным нормам.
Новая система HP TDM обходит эти сложности, предоставляя инструмент автоматизированного извлечения данных из работающих приложений и средства маскировки конфиденциальных данных, что позволяет использовать их в процессе тестирования, не нарушая при этом существующих ограничений доступа. Решение использует технологию архивирования данных, разработанную HP в рамках линейки для управления жизненным циклом данных (Information Lifecycle Management, ILM), и может работать с широким спектром СУБД.
Средства автоматизации тестирования HP наряду с пакетами Quality Center и Performance Center предназначены для обеспечения качества разрабатываемого ПО. Возможности этих продуктов в совокупности с инструментами управления требованиями, которые также присутствуют в портфеле HP, позволяют компании позиционировать себя как игрока рынка систем управления жизненным циклом приложений (Application Lifecycle Management, ALM). Отсутствие такого ключевого компонента ALM, как управление собственно разработкой приложений, HP компенсирует кооперацией с другими производителями. На форуме было объявлено об интеграции Quality Center 10 с системой TeamForge компании CollabNet, предназначенной для управления процессами разработки в распределенных командах. Такая интеграция позволит сформировать единую управляемую среду для совместной работы бизнес-аналитиков, менеджеров проектов, разработчиков и специалистов по обеспечению качества приложений.