До сих пор единой инфраструктуры для обращения информации в сфере здравоохранения не было. Информационные системы, применяемые Минздравсоцразвития и его подведомственными организациями, не рассчитаны на работу в едином информационном пространстве, а используемые технологии передачи данных не способны обеспечить их оперативную актуализацию.
По мнению Георгия Лебедева, замдиректора ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Росздрава, инструментом унификации и консолидации данных в здравоохранении может стать нормативно-справочная информация.
Однако используемая сегодня международная, российская и отраслевая НСИ крайне разнородна по структуре и содержанию, она cтроится на разных принципах классификации и кодирования информации, содержит много дублирующих сведений, в то время как требуемая детализация в описании позиций отсутствует.
Выступая в начале июня на заседании рабочей группы МИАЦ РАМН, Лебедев сообщил, что в ближайшее время будет создан программный продукт, содержащий всю НСИ системы здравоохранения РФ. Разрабатываемый сейчас программный комплекс «Реестр нормативно-справочной информации системы здравоохранения, социального развития и трудовых отношений» предназначен не только для приема, учета, хранения и актуализации НСИ, мониторинга и управления ею, включая ведение фонда НСИ и версионный учет изменений, но и для предоставления доступа и информационной поддержки пользователей, а также интеграции информационных систем в части применения НСИ.
Помимо Минздравсоцразвития, пользоваться комплексом будут подведомственные федеральные службы и агентства, органы управления здравоохранением субъектов РФ и муниципальных образований, а также медицинские учреждения, представляющие отчетность в министерство.
Что касается медицинских информационных систем, министерство ратует за то, чтобы медицинские учреждения, не имеющие и не планирующие в ближайшее время приобрести коммерческий продукт, имели возможность выбрать типовую систему из «запасов» ведомства. Для этого Минздравсоцразвития намерено организовать добровольную сертификацию информационных систем, предназначенных для медицинских учреждений. Сведения о сертифицированных программных продуктах для медицинских учреждений и их разработчиках, а также текущие версии дистрибутивов, технической и пользовательской документации будут публиковаться на официальном сайте ведомства.
При работе с данными персонифицированного учета медицинской помощи типовые медицинские информационные системы, разрабатываемые за бюджетные деньги или предлагаемые производителями коммерческого программного обеспечения, должны включать как минимум следующий набор функций: аутентификацию и авторизацию прав доступа сотрудников при входе в медицинскую информационную систему; регистрацию факта оказания медицинской помощи пациенту; хранение и передачу сведений об оказанной медицинской помощи в сводный реестр персонифицированного учета; формирование, придание юридической значимости и передачу официальных форм учетно-отчетной медицинской документации, а также счетов на оплату лечения в страховую компанию и получение обратно сведений об оплате (или отказе от оплаты); передачу в ответ на запрос персонально идентифицируемых данных для проведения медицинской экспертизы.
Предусмотрены две типовые конфигурации: для поликлиники и для стационара. Дополнительно к типовым конфигурациям в ЛПУ должны быть внедрены интеграционные средства, которые автоматизируют взаимодействие медицинской информационной системы с остальными системами организации на основе сервис-ориентированной архитектуры в соответствии со спецификацией HL7 v.3. и регламентом обмена медицинской информацией.
«Наша цель — интегрированная электронная медицинская карта, но идти к ней придется долго», — подчеркнул Олег Симаков, директор департамента информатизации Минздравсоцразвития.
В ближайшее время ожидается также выпуск требований к региональной информационной системе обязательного медицинского страхования РФ. Таким образом будет создан задел для построения в 2011 году единой информационной системы ОМС, на основе которой впоследствии будет строиться единая информационная система здравоохранения.