Критерии отбора инновационных проектов известны, но их формулировки достаточно размыты, поэтому при желании под них можно «подогнать» любую заявку. К сожалению, среди критериев нет вполне очевидных требований, которые следовало бы рассматривать в первую очередь и с которых начинается анализ любого бизнес-плана, — практическая реализуемость и прикладная польза. Прошедшее в начале июня заседание подтвердило необходимость квалифицированного отбора претендентов с инновационными идеями.
Свое детище представил Вячеслав Иванюк, генеральный директор компании «Московская городская радиотрансляционная сеть». Напомним его суть: на базе радиотрансляционной сети развернуть систему, предоставляющую комплексные услуги связи (проводное радио, кабельное телевещание на базе коаксиальной сети, доступ к Интернету и «тревожная кнопка» для вызова экстренных служб). На первый взгляд убедительно — но лишь если не вдаваться в подробности и не оценивать, в какую сумму выльется реализация идеи налогоплательщикам.
Но сколько людей реально слушают проводное радио? По оценке Наума Мардера, заместителя главы Минкомсвязи, за пределами Москвы и Санкт-Петербурга этой услугой пользуется менее 5% населения. Предложенный доступ в Интернет опоздал по параметрам лет на десять: предлагается ограничить его скорость 64 Кбит/с и позволить абонентам выходить в Глобальную сеть только по особому «белому списку» — портал госуслуг, муниципальные и социальные сайты. Насколько такая услуга будет востребована населением?
В Москве МГРС запустила пилотную зону в Кунцево, обслуживающую 560 домохозяйств, но к 2015 году проект должен быть распространен на всю территорию столицы.
МГРС намеревается тиражировать свой проект и в Северной столице, а в перспективе начать работать еще в 37 крупных городах. По оценкам Иванюка, на это понадобится финансирование в размере 50 млрд руб.
На заседании рабочей группы авторам проекта предложили обкатать идею в пилотной зоне вне Москвы и Петербурга. Только региональный опыт, по мнению Мардера, поможет увидеть перспективность проекта.
Был направлен на доработку и проект «Космонет», нацеленный на создание космического сегмента Интернета. Основой проекта стала идея, названная президентом и генеральным конструктором ОАО «Спутниковая система ‘Гонец’» Александром Галькевичем «информационной космической шиной». Сейчас спутники действуют только как ретрансляторы сигналов Интернета, а собственно маршрутизация осуществляется на земле. Авторы инициативы предлагают разработать космические аппараты, которые смогут маршрутизировать данные непосредственно на орбите.
Идея интересная, но, как указал заместитель руководителя Роскосмоса Анатолий Шилов, в мире уже предпринимались три попытки решить эту задачу, и все они закончились неудачей. Уверенность Галькевича в успехе основана на новом витке развития технологий, позволяющих создавать оборудование с малым весом и энергопотреблением. Однако разработка систем связи на базе принципа релаксации квазиравновесной среды — еще даже не запатентованного — вызвала скепсис членов рабочей группы. Для выяснения перспектив данного метода, на разработку которого авторы попросили 2,8 млрд руб., решено создать специальную экспертную группу.