Ситуация для местных игроков, привыкших работать в условиях высокой маржи, приближается к критической. Однако, как отмечают в отечественных торговых компаниях, среди российских покупателей наблюдается довольно высокий патриотизм: при прочих равных условиях потребитель выберет «свою» торговую сеть. Именно поэтому даже в условиях экспансии мировых торговых гигантов наши компании имеют весьма неплохие перспективы.
Чем, помимо патриотизма покупателей, могут конкурировать торговые сети? Как известно, руководство Wal-Mart выделяет три столпа успешности своего бизнеса: закупки, логистика и ИТ. То, что этот лидер мирового рынка, достойный подражания, видит одно из своих преимуществ в ИТ, оказывает мощное воздействие на развитие торгового сегмента ИТ-рынка.
Однако к выбору ИТ-решений компаниям приходится подходить весьма тщательно. «Специфика ИТ заключается в том, что об ошибочности инвестиций компании узнают далеко не сразу, а последствия им приходится расхлебывать долгие годы», — заявил Теймур Штернлиб, директор по ИТ торговой сети X5 Retail Group, на конференции «SAP Форум 2010».
Какие же меры предпринимают российские торговые компании для повышении своей конкурентоспособности? Так, X5, известная своим агрессивным поведением на рынке, в том числе и в области поглощений, залогом к повышению эффективности считает унификацию ИТ-систем. Именно необходимость унификации стала главной причиной принятия решения о внедрении SAP for Retail.
Сеть «Эльдорадо» относится к категории дискаунтеров — компаний, делающих акцент на ценовой привлекательности товаров. Как подчеркивает Артем Натрусов, ИТ-директор «Эльдорадо», для этого требуется целый комплекс усилий по оптимизации затрат, в том числе обусловленных ИТ. Для компании решения SAP признаны корпоративным стандартом, и в рамках этой стратегии с вендором было заключено корпоративное соглашение, что позволяет несколько удешевить проводимые проекты и дальнейшую стоимость владения системой.
Однако более важной частью экономии стали проводимые инфраструктурные инициативы. Целью первой из них стало желание сдержать рост базы данных SAP, составлявший до 1 Тбайт в квартал и ведущий к существенным затратам на системы хранения. Для реализации проекта было выбрано решение SAP Archiving компании OpenText. Другое стратегическое решение получило внутреннее обозначение SAP Hosting, и был заключен договор об управляемом хостинге приложений SAP.
«Большинство российских компаний до сих пор желает иметь инфраструктуру во внутреннем управлении, однако зачастую ее целесообразно отдавать внешним поставщикам услуг», — заявил Натрусов. Как минимум речь может идти об аренде мест в коммерческих ЦОД, как максимум — об аренде самих вычислительных мощностей и полном отказе от владения ими.
Помимо морального удовлетворения от факта нахождения в русле мировых тенденций, компания получает предсказуемый уровень обслуживания, адекватную безопасность, прогнозируемость расходов и высвобождение внутренних ресурсов. Разумеется, есть и негативные последствия: снижение скорости реакции при возникновении проблем, повышенные требования к планированию развития информационных систем.