Спад или подъем?
В большинстве своем отечественные учебные заведения автоматизированы лишь частично. «Вузы и до кризиса не были крупными заказчиками ИТ. Традиционно надеясь на собственные силы, они самостоятельно разрабатывали ПО для своих нужд», — отметила Анна Самолетова, менеджер по работе с вузами компании Sybase CIS.
«До сих пор вузы, в большем или меньшем объеме, используют для автоматизации учебного процесса информационные системы, подготовленные собственными силами», — подтвердил Леонид Карякин, руководитель отдела региональных продаж компании Naumen.
Вместе с тем дополнительные денежные поступления, целевые правительственные программы и академические инициативы поставщиков ИТ (предусматривающие скидки на приобретение ПО) позволяли вузам постепенно наращивать уровень информатизации их внутренних процессов. Эта тенденция крепла вплоть до пресловутого 2008 года. После начала кризиса платежеспособность всех российских бюджетных организаций сократилась, и вузы не стали исключением, — считает Самолетова. Однако другие эксперты смотрят на ситуацию иначе.
Конечно, соглашаются они, российским вузам сегодня нелегко. Долгий период хаотичного реформирования высшего образования переходит в стадию последовательной модернизации. В связи с подписанием Болонской декларации с будущего года предполагается существенно изменить образовательные программы и систему учета успеваемости студентов, перестроить учебные планы. В то же время между вузами усилилась конкуренция, вызванная нехваткой абитуриентов из-за демографического провала. В сложившихся условиях образовательным учреждениям требуется совершенствовать как качество своих услуг, так и управление внутренними процессами. Поэтому спрос на специализированный инструментарий для информатизации вузов растет.
Важную роль в сохранении стабильности на рынке ИТ для вузов сыграло государство. Несмотря на экономический спад, финансирование приоритетного национального проекта «Образование», нацеленного на ускоренную модернизацию вузов на базе ИТ, не было заморожено.
Сегодня ситуацию на рынке ИТ для вузов можно охарактеризовать как стабильную, считает Марина Иванова, директор по работе с высшими учебными заведениями SAP СНГ. Финансовый кризис, по ее мнению, затронул сферу ИТ в вузах лишь отчасти, поскольку федеральные средства на автоматизацию обычно выделялись посредством грантов, таких как «Михаил Ломоносов II» и «Иммануил Кант II», а также при получении вузом статуса Национального исследовательского университета, НИУ. Программа НИУ предполагает стимулирование внедрения ИТ в учебных заведениях и их использование в научных целях. К 2010 году обладателями статуса НИУ стали 29 российских вузов. Предусмотрено, что каждый из них получит из федерального бюджета до 1,8 млрд руб. в течение пяти лет.
«Несмотря на кризис, финансирование информатизации образования набирает силу», — заявил Дмитрий Смирнов, руководитель дирекции по работе с образовательным и государственным секторами компании «АйТи». По его мнению тенденция развития ИТ в вузах связана с желанием их руководителей повысить качество образования и облегчить учебный процессс студентам и преподавателям.
«Кризис не уменьшил спрос на ИТ в образовании. Это связано с реорганизацией отрасли, переходом к автономным учреждениям, необходимостью оперировать большими объемами информации», — отметил Денис Бушковский, заместитель гендиректора Северо-Западного отделения корпорации «Галактика», на базе которого создан Экспертный центр по работе с вузами. По его словам, уровень деловой активности в течение последних двух лет свидетельствует не только о растущей потребности в ИТ, но и о повышенном спросе на комплексные решения. В совокупности денег на эти цели отпускается меньше, но их стали лучше считать, и потому все вузы прочувствовали потребность в информационных системах, в том числе в системах административно-хозяйственного и финансового учета, а также электронного документооборота.
«Последние два года мы наблюдаем очень высокий спрос на автоматизацию», — рассказывает Александра Базжина, руководитель направления BI группы компаний «Рамэк». При этом речь идет не только о прикладном инструментарии, системах дистанционного обучения или офисных пакетах, востребованы главным образом системы управления учебным процессом, аналитические приложения, способные показать реальную ситуацию в вузе — загрузку преподавательского состава и аудиторного фонда, движение финансовых потоков. «Сейчас сложилась действительно уникальная ситуация, когда со стороны вузов спрос есть на все — от компьютеров до сложных программных комплексов», — утверждает Базжина.
Изобилие или дефицит?
Взаимодействие ИТ-отрасли с вузами находится в начальной фазе развития, но уже сейчас перечень предложений в этой сфере внушителен и способен, по мнению Смирнова, «удовлетворить самым специфическим запросам». На рынке действительно представлено множество технологических систем для вузов разных классов и назначения, но большинство из них предназначено для автоматизации отдельных участков жизненного цикла учебного заведения. А вузы заинтересованы в комплексной автоматизации, которая охватит учебный процесс, бухгалтерию, кадры, документооборот, библиотечное дело и управление ресурсами, пояснил Карякин.
Отмеченный экспертами рост спроса на комплексные ИТ-решения сопровождается повышением интереса к услугам системных интеграторов и изменением подхода заказчиков к выбору решений. «Сейчас образовательным учреждениям требуется не просто инсталляция систем, но в первую очередь консалтинг по их использованию, оптимизации процессов управления», — отметила Базжина.
Влияние кризиса проявилось и в изменении подхода к выполнению ИТ-проектов в вузах, отметил Карякин. Теперь вуз обязательно инициирует пилотный проект, и только в случае его успешной реализации и подтверждения эффективности выбранного решения приступает к следующему этапу работ.
Исходя из своего опыта, Михаил Богатырев, профессор кафедры автоматики и телемеханики Тульского государственного университета, утверждает, что при автоматизации деятельности вуза трудно опираться на стандартные решения, предлагаемые на рынке. «Необходимо создавать новые комплексные системы управления вузом. Интеграция таких систем в единую информационную систему, например под эгидой Минобрнауки, дала бы большие преимущества», — считает он.
На острие потребностей
У каждого вуза и даже отдельно взятой кафедры имеются собственные ожидания, связанные с внедрением ИТ. Одним важна автоматизация архивных данных, другим — бесперебойная работа при дистанционном обучении. Общими для всех вузов являются вопросы автоматизации управления и финансово-хозяйственной деятельности. Решением каких же ИТ-задач вузы озабочены сегодня в первую очередь?
Самыми актуальными направлениями информатизации вузов Карякин назвал учебный процесс, документооборот и управление ресурсами. В 95% вузов, обращавшихся в корпорацию «Галактика», на первом месте стоит автоматизация учебного процесса. «Для вузов актуально решение их отраслевых задач — планирование, проведение и анализ приемной кампании, планирование учебной деятельности, рядом с ними по уровню спроса находится управление персоналом (преподавательским составом)», — отметил Бушковский. На втором месте, по его словам, стоят финансовые задачи, на третьем — второстепенные учетные операции (например, управление ремонтами, автотранспортом), а также электронный документооборот.
«Учебный процесс в той или иной степени автоматизирован в большинстве вузов. А вот научно-исследовательская деятельность часто остается не охваченной автоматизацией», — заметила Иванова.
О цене информатизации
Затраты на информатизацию вуза зависят от стартового уровня автоматизации процессов и складываются индивидуально для каждого заведения.
«Стоимость определяется масштабом и сложностью проекта», — пояснил Бушковский. Для оценки масштаба имеет значение численность студентов и сотрудников вуза, наличие филиалов и удаленных подразделений, а также характер организации внутренних процессов учета (централизованный или распределенный по деканатам). В одних вузах для хранения данных о студентах обходятся таблицами Microsoft Excel, а где-то формируются сложные базы данных.
На степень сложности проекта также влияет уровень подготовки вузовских ИТ-специалистов. В гуманитарных вузах, например медицинских или педагогических, ИТ-компетенция собственных сотрудников, как правило, невысока, поэтому там приходится задействовать внешних консультантов. «А в технических вузах, где ИТ-специалисты сами являются авторами информационных систем, мы предоставляем только платформу и минимальные консультации, внедрение они проводят самостоятельно», — отметил Бушковский.
Расчет стоимости, по мнению Базжиной, правильнее вести по отдельным направлениям информатизации: управление учебным процессом, бухгалтерия и кадры, отчетность и аналитика, учебные комплексы и программы, аппаратное обеспечение, системы контроля доступа и инженерные системы.
По оценке Карякина, стоимость проекта автоматизации управления учебным процессом может варьироваться от 1 млн до 10 млн руб. А общая информатизация управленческих процессов (административных и учебных) в среднем вузе обойдется, по оценке Базжиной, в 5-15 млн руб. — в зависимости от набора реализованных функций.
Ценный итог
Чтобы автоматизация принесла отдачу, а не разочарование, важно, чтобы результаты были прогнозируемыми, а их достижение не занимало много времени. «Короткие проекты с очевидными итогами — самый актуальный девиз», — подчеркивает Иванова.
Что же получает вуз в результате успешно реализованного проекта информатизации? Все эксперты единодушны в оценке важности единого инфопространства вуза.
«Целью информатизации должна быть консолидация данных по всем направлениям деятельности вуза и возможность доступа всех участников учебного процесса к оперативной, актуальной и полной информации», — утверждает Самолетова.
Самый главный результат информатизации для вуза — создание единой базы данных, — убежден Бушковский. В условиях, когда в одном процессе задействованы сотни людей, для минимизации количества ошибок важно иметь «единую версию правды». И на первый план выходит ведение актуальной базы данных — по единым стандартам, с разграничением прав доступа.
В числе ценных для вузов результатов информатизации эксперты также отмечают: повышение престижа заведения на рынке образования и конкурентоспособности выпускников при устройстве на работу; обеспечение прозрачности внутренних процессов; снижение временных и финансовых затрат на деловые процедуры, в том числе при обработке документов; оперативную аналитику; быстрый доступ к архивной базе данных.
Вместе с тем во всем мире вузы являются генераторами новых идей и технологий в области ИТ. Отечественные образовательные учреждения также очень дорожат своими разработками. Закон, разрешающий нашим вузам монетизировать результаты научной деятельности, должен подтолкнуть их к активному участию в формировании рынка ИТ-технологий, в том числе ориентированных на информатизацию самих вузов.
Некоторые вузы практически не ощутили изменений в сфере ИТ, связанных с кризисом, благодаря специальным академическим программам вендоров. Например, компания Sybase передает свое программное обеспечение вузам бесплатно, предлагая всю линейку технологий для построения ИТ-инфраструктуры: средства разработки, технологии хранения данных, технологии репликации и интеграции, мобильные и аналитические приложения. В образовательной программе Sybase участвуют более двух десятков вузов, в их числе Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина, Российская экономическая академия им. В. Г. Плеханова, Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского (МАТИ), Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Сибирская государственная геодезическая академия и Брянская государственная сельскохозяйственная академия. Участники программы посещаютмеждународные конференции, где преподаватели обмениваются опытом с коллегами из других стран, а студенты знакомятся с потенциальными работодателями.
Образование служит катализатором перехода к инновационной экономике, обеспечивая развитие базовых отраслей кадрами и инновациями. В области подготовки кадров грамотная информатизация решает многие повседневные проблемы вуза: рассылка напоминаний студентам по электронной почте позволяет сократить размер задолженности по оплате обучения, CRM-система — оптимизировать набор в условиях приема по результатам ЕГЭ, а технологии виртуализации — сэкономить на обслуживании компьютерного оборудования и электроэнергии.
Но в своей научной деятельности отечественные вузы до сих пор довольно замкнуты и потенциал ИТ не используют. Игорь Баландин, директор по работе с системой образования Microsoft в России, обратил внимание на исключительную важность создания системы открытого информационного обмена университетов с внешней средой. Необходимо создавать в университетах коммуникационные площадки и среды для представителей власти, бизнеса, научно-образовательного и экспертного сообщества, а также гражданского общества путем регулярного проведения конференций и семинаров, использования электронных ресурсов университетов. Научные труды сотрудников и материалы университетских конференций должны попадать в открытую электронную библиотеку. Кроме того, требуется наладить систематическое взаимодействие университетов с выпускниками, разработать программы социологических и мониторинговых исследований в области науки и образования, обеспечив доступ к их результатам.
Во многих странах для решения этих задач организуются частно-государственные партнерства, призванные обеспечить конструктивный диалог поставщиков продуктов и услуг с госорганами и вузами, общественную и экспертную оценку процессов, протекающих в сфере образования, а также существенное сокращение расходов при максимальной управляемости процессов модернизации. «Эти механизмы являются основой успешной модернизации в системе профессионального образования», — заявил Баландин.