Для трансформации в «социального» агрегатора почтовый клиент должен научиться распознавать формализованные сообщения социальных сетей и подсказывать пользователю возможные ответные действия. Именно такой функционал задумала реализовать почтовая система Mail.ru, разрабатывая новый пользовательский интерфейс своей веб-почты.
С 18 августа пользователи Mail.ru получили возможность выбрать новый интерфейс. Чтобы перейти в него, достаточно нажать кнопку «Подробно» (ее можно найти в правом верхнем углу экрана). Новый интерфейс реализован с использованием технологии AJAX, позволяющей оптимизировать передачу данных во время работы с электронными сообщениями. Однако наиболее важное изменение в интерфейсе относится к внешнему виду списка полученных сообщений — в обновленном варианте он содержит не только сведения о полученном письме, но и дополнительную информацию из социальных сетей об отправителе, включая его аватар и иконку веб-ресурса отправителя, а также ссылки на возможные действия с данным письмом. Эти элементы позволяют пользователю выполнять часть операций с сообщением без его полного прочтения.
На момент запуска сервиса интеграция веб-почты Mail.ru была выполнена только с собственным социальным сервисом «Мой мир», сетью Facebook и микроблогинговым сервисом Twitter. Аватар пользователя и иконку сайта, который прислал сообщение, Mail.ru может получать из других почтовых систем, таких как «Яндекс», Rambler и Gmail.com.
Специально для этого в Mail.ru разработали стандарт OpenMailFormat, спецификация которого опубликована на одноименном сайте в домене .ORG. Стандарт основан на микроформатах представления таких данных, как визитные карточки (hCard), календарные события (hCalendar) и другие формальные типы данных. Сейчас микроформаты предназначены для описания информации в веб-среде, а Mail.ru предложила использовать их и для описания сообщений электронной почты. Пока непонятно, какие еще веб-ресурсы будут поддерживать данный формат, однако, по заявлению генерального директора Mail.ru Дмитрия Гришина, компания предложит его реализацию 100 наиболее крупным ресурсам Рунета и даже некоторым иностранным веб-проектам.
Возможно, новая технология позволит улучшить безопасность системы рассылки сообщений самой социальной сети. Дело в том, что Mail.ru, прежде чем публиковать краткое описание сообщения от социальной сети, проверяет источник, из которого оно получено. И если в самом сообщении указывается отправитель, например социальная сеть Facebook, а письмо получено с посторонних IP-адресов, то это существенно повлияет на внешнее представление сообщения — в описании будет использована другая иконка сервиса. Кроме того, с введением новых описаний и получением дополнительной информации об отправителе из сторонних источников появляется возможность более точно настроить систему защиты от спама. Впрочем, вполне возможно, что спамеры найдут способ злоупотребления новым форматом описания электронных сообщений и будут использовать его в своих корыстных целях.
Изменение внешнего вида списка полученных сообщений — не единственное нововведение Mail.ru. В частности, у пользователей появилась возможность быстрого доступа к присоединенным файлам. Для доступа к ним не требуется читать сообщение — прямые ссылки на файлы появляются в выпадающем списке. Кроме того, сервис можно настроить так, чтобы он не загружал стартовую страницу портала, а сразу перенаправлял пользователя в интерфейс почтовой системы. Эти изменения призваны сделать работу с сообщениями более удобной и быстрой.