Учебный центр «Сетевая Академия ЛАНИТ» поделился 2 сентября своими наблюдениями о состоянии отечественной отрасли обучения ИТ. В компании утверждают, что прежнее всеобщее желание научиться ИТ-менеджменту с кризисом поостыло, зато обучение конечных пользователей не теряет своей актуальности.
В 2009/2010 учебном году оборот «Сетевой Академии ЛАНИТ» уменьшился приблизительно на 30%, сообщил директор учебного центра Дмитрий Изместьев. Бизнес в сфере обучения ИТ-менеджменту, по его словам, с началом кризиса упал до нуля, заказы госорганизаций стали занимать в структуре выручки несколько меньше традиционных 50% — и это при том, что центр на правах субподряда принял участие в крупнейшем федеральном проекте «Внедрение пакета свободного программного обеспечения в общеобразовательных учреждениях РФ», генеральным подрядчиком в рамках которого выступала «Академия АйТи». Вместе с тем уже в четвертом квартале нынешнего года Изместьев ожидает объявления новых государственных тендеров в области обучения.
В отличие от «Академии АйТи», которую в минувший учебный год выручали главным образом госзаказы, «Сетевая Академия ЛАНИТ» сосредоточилась на обучении корпоративных пользователей. Объем корпоративных заказов, по словам Изместьева, снизился на 30%, однако обучение пользователей остается востребованным. К примеру, из-за снизившихся зарплатных ожиданий соискателей работы многие компании получили возможность сэкономить на зарплатах новых сотрудников и направили эти средства на их обязательное обучение.
Руководитель учебного отдела «Сетевой Академии ЛАНИТ» Сергей Третьяков заметил, что обучение конечных пользователей не только не выходит из моды, но и становится более массовым. Например, он рассказал, что учебный центр столкнулся с проблемой незнания слушателями английского языка, а на нем написана значительная часть методических материалов. По словам Третьякова, в 90-х годах учиться приходила элита ИТ-отрасли, знающая технический английский, теперь же учатся массы.
Кроме того, Третьяков считает, что распространение облачных технологий постепенно меняет требования на рынке труда. «Профессия ИТ-администратора отмирает», — уверен Третьяков. На его взгляд, уже вскоре администраторов станет гораздо меньше, зато они будут лучше технически подкованы. В связи с этим учебным центрам предстоит решать задачу обучения небольшого числа слушателей по широкому набору продвинутых курсов и бороться с «вечным недобором».
Один из подходов к решению данной проблемы в «Сетевой Академии ЛАНИТ» уже придумали. В нынешнем году учебный центр предложит слушателям формат своеобразного репетиторства. Учащиеся будут просматривать записи лекций с помощью технических средств, а оплаченное очное время преподаватель потратит на индивидуальный разбор вопросов каждого.
Интересная тенденция, которую заметил Изместьев, — это сплочение отечественных учебных центров с приходом тяжелых времен. К примеру, в 2007–2009 годах «Сетевая Академия ЛАНИТ» в консорциуме с учебным центром «Микроинформ» провела обучение сотрудников Федерального казначейства (см. «Классная работа», Computerworld Россия, № 22, 2010), а позднее приняла участие в упомянутом выше проекте обучения школьных учителей.