В начале сентября Союз ИТ-директоров России направил письмо Дмитрию Медведеву, где в числе прочего предложил централизовать управление программами информатизации, реализуемыми органами власти и государственного управления, создав для этого новую, отдельную от Минкомсвязи РФ структуру и оставив за министерством функции регулятора. С просьбой прокомментировать столь неожиданную для многих инициативу, способную вызвать немало кривотолков, мы обратились к «первоисточнику» — председателю правления СоДИТ Борису Славину, директору департамента ИТ НПФ «Благосостояние».
В чем суть вашего предложения?
Мы направили президенту пакет предложений, касающихся внедрения электронного документооборота с использованием ЭЦП в России. В сопроводительном письме, кратко обобщая суть наших предложений, мы написали и о том, что необходимо централизовать управление проектами и программами, связанными с информатизацией России, и предложили создать с этой целью специальную структуру в непосредственном подчинении президенту. Мы считаем, что это повысит статус и обеспечит централизацию управления государственной информатизацией.
Чем не устраивает текущее положение дел?
Сейчас в стране вообще нет ведомства, «единой службы заказчика». Минкомсвязи отвечает за отдельные проекты и регулирование отрасли, многие министерства внедряют свои системы информатизации самостоятельно. Деятельность субъектов федерации, муниципалитетов и госкорпораций в области ИТ никто не координирует, каждый автоматизируется как может.
В чем выгода того, что вы предлагаете?
Во-первых, не будет такого, что каждый город или район автоматизируется так, как считает нужным. Использование стандартизованных, типовых решений и методов позволит существенно снизить расходы на информатизацию. Во-вторых, и это главное, наконец-то появится орган, ответственный за информатизацию России в целом. Сейчас много разных советов, комиссий, ведомств, но никто не отвечает персонально за правильность развития ИТ-архитектуры государства.
Каков интерес СоДИТ в предложенных изменениях?
Члены нашей общественной организации — руководители ИТ-служб. Они уже достигли больших высот в своей карьере, удовлетворили свои амбиции как профессионалы, и общественная работа для них — возможность самореализации, высшая ступень пирамиды потребностей по Маслоу. Впрочем, есть и «житейский» интерес: высокий статус ИТ в государстве будет способствовать повышению роли ИТ-руководителя и на предприятиях.
Смогут ли изменения, которые вы предлагаете, мотивировать министерства, ведомства и другие госструктуры взаимодействовать между собой?
Именно для преодоления их разобщенности мы и предлагаем централизовать управление государственной информатизацией. Сейчас все федеральные и региональные структуры власти ведут ИТ-проекты разрозненно.
Удастся ли усилить мотивацию чиновников оказывать качественные информационные госуслуги гражданам и бизнесу, если ваши предложения будут приняты?
Наши предложения не связаны напрямую с повышением качества госуслуг. Тем не менее, если работа в области государственной информатизации будет централизована, тогда и вопросы качества оказываемых госуслуг в рамках электронного правительства будут решаться одновременно с реализацией соответствующих госпрограмм. При централизованном управлении легче контролировать качество госуслуг, предоставляемых посредством ИТ. Можно провести аналогию со стандартом качества ISO 9001: одно из его требований — управляемость; если она отсутствует, то добиться повышения качества невозможно. Кроме того, качество должно формулироваться в виде требований к государству со стороны граждан. Выработку этих требований тоже необходимо централизовать.
Если ваши предложения будут реализованы, повлияет ли это на уровень коррупции при заключении контрактов?
Напрямую не повлияет. Тем не менее управляемость и прозрачность, безусловно, будут способствовать снижению коррупции. Благодаря централизации появится больше возможностей для этого, хотя, конечно, для достижения ощутимых результатов потребуются серьезные усилия.
Как считаете, какой отклик получат ваши предложения со стороны ИТ-индустрии?
Уверен, что ИТ-директора нас поддержат, поскольку эти идеи возникли именно в их среде. Они как раз тем и занимаются, что добиваются централизованного управления внедрением ИТ на своих предприятиях. Там, где это получается, внедрение ИТ проходит, как правило, легче. Кроме того, если благодаря централизации государственных ИТ-проектов удастся сделать их более динамичными, то сюда «подтянутся» свежие, более профессиональные ИТ-менеджеры, и условия, которые им станут предлагать, будут соответствовать их опыту и квалификации.
Что касается ИТ-компаний, то среди них, думаю, будет разноголосица, поскольку они увидят в наших предложениях либо угрозу существующим контрактам, либо, наоборот, возможности получить новые заказы. В зависимости от конъюнктуры ИТ-компании будут нас поддерживать либо, напротив, критиковать.