Ассоциация документальной электросвязи провела одиннадцатую конференцию, на которой, в соответствии с ее названием — «Состояние и перспективы развития IP-коммуникаций и IP-сервисов в России», — обсуждались проблемы развития IP-услуг в нашей стране. Часто в докладах конференции речь шла об объединении двух типов коммуникаций — телефонии и IP — в единое целое.
С докладом на конференции выступил легендарный Роберт Кан, в свое время вместе с Винтоном Серфом разработавший протоколы TCP и IP. Он рассказал об унификации различных систем адресации с помощью специальных метаданных, которые организованы в инфраструктуру Handle System. Сейчас эту технологию обсуждают на уровне рабочей группы Международного союза электросвязи.
Собственно технология Handle System разрабатывалась для описания так называемых цифровых объектов в коммуникационных сетях. Цифровым объектом может быть любое устройство, подключенное к сети и снабженное уникальным идентификационным номером. Программное обеспечение Handle System формирует для таких устройств структуру с описанием, которая позволяет устройство идентифицировать, получить к нему доступ и защитить от несанкционированного использования.
Впрочем, пока Handle System не готова к коммерческой эксплуатации и находится в стадии разработки, а телекоммуникационные компании занимаются внедрением ENUM, электронной системы отображения телефонных номеров в DNS. Эта технология позволяет использовать телефонные номера и DNS-записи для доступа к конвергентным услугам сети оператора. Скажем, компания «Скай Линк» предлагает своим клиентам услугу ENUM, в рамках которой абонент получает номер SIP-телефона такого вида: SIP: <номер телефона>@skylink.ru. В результате появляется возможность позвонить с VoIP-терминала на указанный номер мобильного телефона, а сам этот телефон можно использовать для звонков не только в телефонную сеть, но и на любой VoIP-терминал.
На конференции был представлен еще один проект по интеграции традионных коммуникационных технологий в IP-сети — предложение «Центрального телеграфа» о создании электронного абонентского почтового ящика для корреспонденции в электронной форме. Дело в том, что у телеграфной связи есть важное, закрепленное законодательно преимущество — телеграммы обладают статусом официальных документов. В этом качестве их, как правило, до сих пор и используют. Компания «ЦентрТелеком Сервис» предлагает возродить на этой основе телеграфные услуги, но использовать для их предоставления современные технологии. В частности, компания собирается завести для всех абонентов ящики электронной почты, куда будут пересылаться телеграммы. Чтобы обеспечить документарное подтверждение получения телеграммы, доступ к этому ящику будет организован по электронному сертификату государственного образца. На электронный почтовый ящик пользователь сможет получать официальные электронные документы, их распечатки, посылать электронные документы в госучреждения. По проекту «ЦентрТелеком Сервис» телеграф может обеспечить технологическую и юридическую основу для общения граждан и государства в электронной форме. Если этот проект реализуют, то почтовый адрес будет объединен также с адресом электронной почты.