Участвовавший в конференции «Программные миры HP 2010» Антон Кнолмар, вице-президент по маркетингу HP Software & Solutions, ответил на вопросы журнала «Открытые системы».
Из того программного обеспечения, которое продает HP, большая часть предназначена для управления ИТ-ресурсами. С 2006 года эти решения стали называть средствами оптимизации бизнес-технологий (Business Technology Optimization, BTO). На этой конференции они тоже в центре внимания, хотя у HP есть и более традиционные продукты. Чем вы можете объяснить особое внимание к BTO?
Основных причин две, и они взаимосвязаны. С одной стороны, ИТ стали непременной частью бизнеса, без них невозможно придать предприятием динамичность и конкурентоспособность. Одно из обязательных качеств современного предприятия — agility, то есть внутренний динамизм, для него необходима развитая система внутренних связей между подразделениями и отдельными исполнителями плюс эффективное управление и самоуправление на всех уровнях. Для этого требуются ИТ, но, с другой стороны, между бизнесом и ИТ до сих пор не сложились гармоничные отношения; менеджеры не всегда понимают, что делают люди из ИТ-подразделений. BTO призвана стать мостиком между теми и другими.
Портфель решений BTO складывался из собственных разработок HP, прежде всего из хорошо известного семейства HP OpenView, а также продуктов, приобретенных с компанией Mercury. В итоге сегодня в этом портфеле около 70 наименований, не много ли?
Согласен, в этом множестве продуктов не просто разобраться, и, разумеется, работа по их систематизации ведется. Всю соответствующую совокупность методологий и технологий мы разделяем на четыре категории. Целям стратегического планирования служит ITFM (IT Financial Management). Основная функция ITFM состоит в обеспечении финансовой прозрачности ИТ и максимизации отдачи от инвестиций, сделанных в ИТ. На этапе разработки главным инструментом является ALM (Application Lifecycle Management). Управление жизненным циклом приложений призвано превратить нынешнюю политику периодического выпуска дискретных релизов в непрерывный поток, где функционально независимые модули будут объединяться в «систему систем», а отдельные группы разработчиков сформируют один виртуальный коллектив. В процессе эксплуатации используются BSM (Business Service Management) и BSA (Business Service Automation). Задача BSM — управление бизнес-сервисами, предоставляемыми ИТ бизнесу исходя из потребностей бизнеса. Автоматизация бизнес-сервисов позволяет преодолеть раздробленность ИТ и обеспечить обобщенный целостный взгляд на услуги, предоставляемые бизнесу, а также автоматизировать процессы внесения изменений, объединить усилия отдельных команд специалистов в общий поток работ.
Еще мы группируем продукты в так называемые центры. Первоначально среди решений BTO насчитывалось четыре центра. IT Governance Center поддерживает управление на верхнем уровне, он позволяет приоритизировать и упорядочить требования, предъявляемые к ИТ. Quality Center обеспечивает соответствие качества разрабатываемых собственных корпоративных приложений общим отраслевым требованиям. Performance Center предназначен для того, чтобы помочь организациям проверить приложения на масштабируемость и производительность. Business Availability Center в основном используется в период кризисного управления, когда необходимо определять приоритеты и принимать решения о том, что выполняется раньше. Сейчас число центров возросло, но оно по-прежнему невелико и обеспечивает необходимую систематизацию.
Мне кажется, сейчас средства BTO доступны только крупным компаниям, но, согласитесь, динамизм необходим не только им. Что делается для того, чтобы расширить область применения BTO?
Все составляющие решений ВТО создавались в расчете на самые крупные компании мира. В России нашим пользователями являются РЖД и Сбербанк. Такого уровня компании либо обладают достаточной квалификацией, чтобы самим разобраться в том, что им требуется, либо могут пригласить наших специалистов, которые сделают анализ и дадут рекомендации. Это доступно далеко не всем. Нужны, условно говоря, коробочные продукты, но дело не только в них. Нужна система передачи опыта создания и использования ИТ. Ценность наших продуктов для управления ИТ не только в программных кодах, но и, в не меньшей степени, в аккумулированных в них практических знаниях.
Если я вас правильно понимаю, нужно что-то вроде «Наставления по производству полетов», где собирались бы наиболее важные приемы и навыки?
Именно так, сейчас между академической подготовкой в университетах и реальной практикой ИТ гигантский разрыв, его следует каким-то образом ликвидировать. Возможно, аналоги летных наставлений следовало включить в программы тех вузов, которые готовят будущих ИТ-специалистов.