И, видимо, не случайно, помимо ответственного лица из Минздрава и главных врачей крупных региональных больниц, в число докладчиков вошли сотрудники компаний «1С» и «Пост Модерн Текнолоджи», «Аквариус» и Intel — представители различных сегментов ИТ-рынка.
Информационные технологии прочно заняли свое место в программе модернизации отечественного здравоохранения. Выделенные на эти цели 24 млрд руб. Фонд обязательного медицинского страхования планирует направить в основном в субъекты федерации.
По отношению к общим затратам на модернизацию здравоохранения расходы на информатизацию составят около 5%, что примерно соответствует среднему уровню затрат на ИТ в бюджетах промышленных предприятий. Доля в 5%, казалось бы, небольшая, однако без этого маленького элемента практически невозможна реализация всего комплекса мероприятий по реформированию здравоохранения. До конца года состояние основных средств российских ЛПУ, на модернизацию которых предполагается выделить почти 300 млрд руб., должно быть зафиксировано в электронных паспортах ЛПУ. Кроме того, сейчас создаются регистр медицинского оборудования и регистр медперсонала, которые сегодня содержат сведения о 1,5 млн сотрудников (то есть осталось внести еще примерно 20% данных). Когда регистры заполнятся, можно будет планировать распределение 126 млрд руб., предназначенных для развития персонала и закупок оборудования.
Что касается медицинских информационных систем, применяемых в лечебных учреждениях, то Минздрав предъявляет к ним два основных требования: использование единой электронной медкарты и единых классификаторов. Как сообщил Олег Симаков, директор департамента информатизации Минздравсоцразвития, сейчас совместно с экспертами медицинского сообщества и разработчиками МИС готовится первая редакция электронной медицинской карты. Причем процесс, по его признанию, идет очень тяжело. Результаты этой работы будут использованы для усовершенствования нескольких МИС, которые в дальнейшем составят костяк массовых внедрений. Переход на единую электронную медицинскую карту, по оценке Минздрава, обойдется в 3-3,5 млн руб. «на стандартную систему». По мнению Андрея Борисова, генерального директора компании «Пост Модерн Текнолоджи», российские МИС достигли уровня зрелости, необходимого для их тиражирования.
На старте
Здравоохранение стоит на старте проекта информатизации, из трех этапов которого пока пройден лишь «нулевой». Постановление о порядке финансирования информатизации здравоохранения, подписанное правительством 2 августа 2010 года, открыло возможность для реализации пилотного проекта по установке базовых компонентов системы персонифицированного учета медицинской помощи. Как сообщил Симаков, в настоящее время идет уточнение технических требований к конкурсным мероприятиям.
На втором этапе проекта в 2011-2012 годах предполагается начать сбор информации с рабочих мест каждого лечебного учреждения. С 2015 года все медучреждения должны заработать в автоматизированном режиме. Тогда, как ожидается, медработники смогут перейти от учетных задач к аналитическим. Пока же, по экспертным оценкам, заведующий отделением тратит на оформление всевозможных отчетов в среднем от 5 до 15% своего рабочего времени.
Регионы в готовности номер один
На федеральном уровне тем не менее первоочередные ожидания связаны со сферой учета. «Мы хотели бы четко представлять, из чего складываются затраты на каждого пациента», — подчеркнул Симаков, но это, по его словам, требует накопления статистики в течение нескольких лет (не менее трех). Правда, некоторые крупные региональные медицинские центры уже прошли этот этап полностью или частично.
«Жизнь больницы без ИТ сегодня невозможна», — убеждена Марина Шеметова, главный врач медико-санитарной части администрации Магнитогорска. В этой организации уже 20 лет работает информационная система, созданная при поддержке Магнитогорского металлургического комбината. В единую сеть объединены 22 здания и 65 здравпунктов. C базой медицинских данных работают 460 пользователей. Автоматизация позволяет избегать дополнительных исследований, а также оценивать труд каждого сотрудника медсанчасти и эффективно применять мотивационные системы и дифференцированную оплату труда. Около 70% финансовых ресурсов медсанчасти составляют внебюджетные средства и благодаря ИТ их оптимальное использование позволяет организации не выживать, а развиваться. Нагляднее всего эффект автоматизации здесь проявился в управлении потоками медикаментов в стационаре на 960 коек. Поставив на учет все медикаменты, от бинтов до эндопротезов и кардиостимуляторов, а также внедрив систему закупок и «точки ответственности», в больничной аптеке добились 30-процентной экономии. Однако для этого пришлось преодолевать сопротивление персонала, заметила Шеметова.
«Любые медицинские информационные системы делают учреждение прозрачным, и не каждый к этому готов», — предупреждает Елена Яшина, главврач клинической больницы Управления делами президента РФ. По ее мнению, информатизацию ждет стойкий саботаж со стороны «не готовых», поэтому для успешного внедрения потребуется жесткое решение «сверху» плюс жесткое решение на уровне учреждения. «Разработчики всегда будут неудобны для пользователей», — считает Яшина. Когда год назад она приступила к выполнению своих обязанностей, в больнице было установлено не менее пяти информационных систем, в том числе госпитальные, но их использование нельзя было назвать эффективным. За год грамотное применение этих систем принесло учреждению более 1,5 тыс дополнительных пациентов и добавило 100 млн руб. в его казну.
В Новосибирске электронная регистратура работает первый год, и пока еще не во всех поликлиниках, но очереди уже заметно уменьшились, рассказала Марина Фомичева, директор Медицинского информационно-аналитического центра Новосибирска. Записаться к врачу можно через единый центр обработки вызовов, веб-сайт или терминал. Это не просто удобство для граждан — параллельно решается задача формирования базы данных пациентов, что особенно актуально в свете предстоящего перехода на «подушевое» финансирование. Также в Новосибирске модернизировали службу скорой помощи, объединив 12 территориальных подстанций высокоскоростными каналами связи и оснастив все 162 машины навигаторами и спутниковыми радиостанциями. Главным достижением здесь Фомичева считает уменьшение времени выезда бригады скорой помощи на вызов. Благодаря дифференцированному подходу к обслуживанию неотложных и экстренных вызовов, а также направлению на вызов ближайшей бригады среднее время выезда «скорой» при обслуживании экстренных поводов сократилось на 17,3%. Теперь разрабатывается автоматизированная система, которая обеспечит централизованное оперативное управление бригадами «скорой» на основе модулей прогнозирования ситуаций и поддержки принятия решений, возможность экспертизы качества оказываемой помощи, а также учет расходуемых лекарственных средств и анализ деятельности станции скорой помощи.