Лейтмотивом многих выступлений на форуме стала новая концепция системы здравоохранения, центральное место в которой занимает не врач, а пациент. Перед медицинским сообществом стоит задача сменить представление о пациенте: в модели пациентоориентированного здравоохранения это не объект для медицинских манипуляций, а заказчик медицинских услуг, требования которого к качеству сервиса постоянно растут.
Потери в системах здравоохранения, которые можно попытаться устранить с помощью ИТ, огромны. Их порождают и врачебные ошибки, и дублирующиеся диагностические исследования, и невысокая производительность труда.
Чтобы перестройка системы здравоохранения прошла успешно, нужно двигаться к более персонализированному здравоохранению, считают аналитики IBM Institute for Business Value. Персонализированное здравоохранение потребует гораздо более открытой, гибкой и надежной медицинской ИТ-среды, чем нынешняя. Эта среда должна обеспечить сбор, хранение, анализ и обмен информацией об отдельных пациентах и группах пациентов. Она должна помогать быстро генерировать новые клинические знания, управлять этими знаниями и включать их в клинические процессы, а также в принятие решений об охране здоровья и оказании медпомощи. Кроме того, такая среда должна облегчать взаимодействие пациентов с медиками и коммуникации между поставщиками медицинских услуг или исследователями через ведомственные, отраслевые и государственные границы.
Однако сегодня эти возможности не являются приоритетами, указывают аналитики. Современные медицинские информационные системы разработаны в основном для облегчения административных функций, а также для автоматизации отдельных процессов вроде назначения доктором времени приема.
Конечно, персонализация не панацея, предстоит также решить множество политических, финансовых, образовательных и этических проблем. Однако первым шагом должно стать понимание ключевой роли персонального здравоохранения.
Такое понимание продемонстрировал Баюнг Чул Чанг, директор кардиоваскулярного госпиталя Severance в Сеуле. О будущем медицинских информационных систем Чанг рассказывал на примере своего учреждения — крупнейшей многопрофильной больницы Южной Кореи.
В его личном списке мотивов для информатизации госпиталя на первом месте стояло расширение возможностей клинических исследований и научной работы, на втором — повышение уровня безопасности для пациентов, на третьем — экономические выгоды. А вот в центре реализуемой концепции информатизации однозначно располагается пациент с его растущими несмотря ни на что запросами. Процесс обслуживания пациентов Severance, от записи к врачу до получения уведомлений о повторном визите, полностью компьютеризирован на базе веб-сервисов и SMS, организован совместный доступ врача и пациента к его электронной медицинской карте. Сейчас в больнице внедряются системы домашнего мониторинга состояния пациентов, а в скором будущем предполагается сделать портал персональных медицинских карт. Данные с приборов, контролирующих основные параметры состояния здоровья пациента, будут накапливаться в персональных картах, анализироваться на предмет отклонений от нормальных значений и в случае обнаружения тревожных симптомов отправляться в медицинский центр.
Таким образом, новая модель оказания медицинской помощи нацелена на предотвращение неприятностей со здоровьем и раннее распознавание проблем, а не только на ликвидацию последствий. В Severance уже развернулись лицом к пациентам, но многим медицинским учреждениям это еще только предстоит.