В ходе конференции ее участники с живым интересом обсуждали разнообразные технологические вопросы интеграции |
Конференция «Интеграция сложных прикладных систем и управление бизнес-процессами», организованная Агентством корпоративных коммуникаций OSP-Con, задумывалась как развитие ежегодных конференций по управлению бизнес-процессами, которые с 2006 года проводились совместно с редакцией журнала «Открытые системы». Организаторы пришли к выводу, что методология и практика BPM в чистом виде пока не очень актуальны для российских предприятий. Для них чрезвычайно важна практическая интеграция корпоративных приложений, тесно связанная с высокоуровневыми задачами управления бизнес-процессами. Поэтому на новой конференции решено было сделать акцент на организационных и технических проблемах интеграции и через призму этих задач по-новому посмотреть на теорию и практику BPM.
Как отметил Павел Иванов, директор Агентства корпоративных коммуникаций OSP-Con, к удивлению организаторов, желающих поделиться опытом интеграционных проектов среди немалочисленных участников этого рынка в России — системных интеграторов и поставщиков ПО — оказалось совсем немного. Из чего напрашивается вывод, что проблем в данной области остается гораздо больше, чем появляется успешных решений. Если обратиться к наблюдениям международных аналитиков, то в Forrester, например, среди таких проблем выделяют организационные сложности взаимодействия приложений, по каждому из которых для эффективной интеграции надо выявить законного «владельца» со стороны бизнеса, ограничения возможностей модифицировать интегрируемые приложения, недостаток стандартов интеграции и вместе с тем переизбыток доступных методов и программных средств интеграции.
Свобода выбора, как заметил Иванов, при всех своих преимуществах действительно усложняет жизнь предприятиям. Поэтому им стоит обращать внимание на традиционные ежегодные обзоры рынка средств интеграции, которые представляют ведущие аналитические фирмы. Например, в Gartner в октябре 2010 года лидерами рынка инфраструктуры интеграции приложений названы компании Microsoft, Software AG, Oracle, IBM и TIBCO Software. По данным аналитиков IDC, в силу большой востребованности этих решений рынок интеграционного ПО не испытал спада в кризис и в прошлом году вырос на 2,8%. Ожидается, что к 2013 году расходы компаний на проекты в области сервис-ориентированной архитектуры вырастут на 25%.
Участникам конференции было представлено несколько интересных примеров интеграционных проектов, в том числе разработка универсальной платежной системы специалистами компании ЛАНИТ, подключение систем местных органов власти к региональным и федеральным системам в рамках программ электронного правительства на базе интеграционной платформы Ensemble компании InterSystems, создание единой системы управления информационными потоками в компании «ТатАСУ».
Дискуссия, завершившая конференцию, оставила открытым вопрос, насколько верным является решение переориентироваться с методологии BPM на преимущественно технические вопросы интеграции приложений. Некоторые участники убеждены, что интеграционные проекты только тогда оказываются результативными, когда инициируются «сверху», то есть исходят из бизнес-задач и связаны с осмыслением и выстраиванием сквозных бизнес-процессов, в том числе выходящих за границы предприятия. Однако в ходе конференции с живым интересом обсуждались разнообразные технологические вопросы интеграции, что доказывает актуальность тематики, максимально приближенной к повседневным проблемам ИТ-подразделений. Истина — какой в идеале должна быть конференция, — как всегда, находится, по-видимому, где-то посередине. Нужен некий баланс тем, так же как необходим баланс в интеграционных проектах, которые только тогда оказываются по-настоящему успешными, когда, как заметил Виталий Басков из компании ЛАНИТ, есть четкое понимание целей и путей их достижения на трех уровнях — технических специалистов, ИТ-менеджеров и бизнес-руководства предприятия.
На вопрос, есть ли конец у «интеграционной дороги», в ходе обсуждения не было найдено однозначного ответа. По мнению Иванова, проекты интеграции на предприятиях никогда не завершаются именно потому, что так или иначе отражают бизнес-процессы, которые меняются постоянно в силу изменений в бизнесе, а значит, требуют соответствующих изменений в интеграционных решениях. Но Басков считает, что всякий интеграционный проект доходит до своего логического завершения, однако за этим часто следует начало очередной итерации развития интеграционного решения. Так происходит, например, у одного из клиентов компании ЛАНИТ, БИН-банка, где к интеграции приложений приступили почти десять лет назад и процесс продолжается до сих пор. Все начиналось с технически сложной задачи, которая привела в развертыванию сервис-ориентированной архитектуры, и сейчас в банке идет налаживание на этой базе полноценного управления бизнес-процессами.