Lync реализует основные принципы унифицированных коммуникаций, — в нем используется статус доступности сотрудника с указанием наиболее удобного способа связи (Иллюстрация: Microsoft) |
Компания Microsoft объявила о выпуске на российский рынок продукта для организации корпоративных коммуникаций Lync 2010, который является технологическим наследником решения Office Communication Server. В новом названии компания совместила две основные функции продукта: возможность организации связи сотрудников (Link) и синхронизации данных между различными устройствами одного пользователя (Sync). Две эти задачи, которые призвано выполнять ПО Lync, фактически делают его ядром системы унифицированных коммуникаций: функции синхронизации позволяют сотруднику пользоваться различными устройствами и для установления связи.
Разработчики Lync старались сделать продукт таким, чтобы он мог реализовать основные принципы унифицированных коммуникаций, — в нем используется статус доступности сотрудника с указанием наиболее удобного способа связи. Новый продукт поддерживает не только связь по телефону, в том числе и мобильному, но и организацию видеоконференций. Для внедрения предлагаемого решения не нужно покупать специальных терминалов — программное обеспечение позволяет использовать широкий класс устройств, в том числе недорогие USB-камеры, телефонные USB-трубки или гарнитуры. Таким образом, Microsoft, выпустив Lync, рассчитывает занять место и на рынке средств голосовой связи и ВКС.
Lync нацелен на интеграцию с различным телекоммуникационным оборудованием. Однако Михаил Кочергин, менеджер Microsoft по маркетингу продуктов унифицированных коммуникаций, отметил, что поддержка старого телефонного оборудования неэффективна — компаниям выгодно перейти на USB-телефоны, подключаемые к компьютерам сотрудников. Lync также не поддерживает интеграцию с решениями стандарта H.323, который, по заверениям Кочергина, является небезопасным. Из сторонних технологий Microsoft ориентируется только на протокол SIP.
Зато Lync имеет дополнительные возможности, которых нет ни в телефонии, ни в ВКС, — это интеграция с социальными сетями. Продукт позволяет часть информации о сотруднике получить из профилей социальной сети. В частности, сейчас для Lync организовано взаимодействие с MSN, Facebook и LinkedIn, из указанных систем сервер Lync может получить список контактов, данные об активности и фотографию абонента, а также некоторые другие публичные сведения. Пока российских социальных сетей в этом списке нет, однако Lync поддерживает спецификацию API Outlook Social Connector. В Microsoft надеются, что и российские социальные сети реализуют модули для интеграции с Outlook и Lync.
Следует отметить, что Lync является одним из первых продуктов Microsoft, оптимизированных для облачной архитектуры. Он, по сути, состоит из 14 ролей Windows Azure, каждая из которых реализует собственные функции. Тем не менее все необходимые для работы сервисов Lync роли можно установить на один физический сервер, где они могут эффективно выполнять присущие им задачи.
Для работы Lync нужны следующие компоненты: операционная система Windows Server, каталог пользователей Active Directory и SQL Server (для версии Enterprise). Для поддержки в Lync голосовой почты, календарей и других почтовых приложений в корпоративной среде должен быть установлен Exchange, а для интеграции с корпоративной социальной средой можно установить SharePoint. По мере увеличения числа пользователей отдельные компоненты системы могут быть перенесены на другие серверы, которые объединятся в облако. Причем это облако будет совместимо с платформой Windows Azure, услугами которой можно воспользоваться в случае необходимости.
Вполне возможен и обратный процесс, когда компания-клиент начинает с покупки услуг облачного сервиса Lync Online, а по мере необходимости переносит отдельные компоненты системы в собственное облако. Microsoft объявила о доступности сервиса Lync Online в том числе и для российских пользователей. Данный сервис является частью облачного сервиса Office 365, который компания планирует предложить отечественным клиентам в 2011 году. Таким образом, клиенты имеют самые разнообразные пути внедрения Lync в своей сети.