БОРИС НУРАЛИЕВ: «Мы видим будущее ‘1С:Предприятия’ гибридным» |
Доступность деловых программ в облаке значительно повышает вероятность быстрого перехода небольших предприятий на облачные технологии. В течение прошедшего года сложился некий «облачный минимум», для некоторых организаций, практически полностью закрывающий их текущие потребности в программных средствах. Действительно, Microsoft активно и недорого предлагает офисные приложения в облаках. Широко распространены сервисы коммуникаций и безопасности, в том числе антивирусы и антиспам. Становятся доступны облачные версии популярных инструментальных средств, наподобие легендарных утилит Symantec. А под самый Новый год произошло знаковое для российского ИТ-рынка событие: компания «1С», крупнейший производитель деловых приложений, обозначила свою стратегию развития бизнеса в облаках и предприняла целый ряд шагов по ее реализации.
Директор «1С» Борис Нуралиев прокомментировал эти шаги в интервью Computerworld Россия, дополнив свое публичное выступление в декабре прошлого года («На платформе двойного назначения», Computerworld Россия, № 32, 2011).
Вы уверены, что развитие деловых приложений пойдет по пути облаков и они не окажутся очередной преходящей модой?
Есть некоторая вероятность, что это направление станет определяющим.
Иными словами, пока вы просто пробуете новые возможности?
Мы обязательно должны их пробовать, так как есть шанс, что они окажутся существенными.
Какие ключевые изменения произойдут в продуктовой и технологической стратегии «1С» в связи с повышением роли облаков?
Мы саму платформу переделали так, чтобы на ней можно было создавать приложения, работающие как обычный тиражный программный продукт, так и в режиме SaaS. Новые прикладные решения «1С:Предприятия» изначально разрабатываются по такой технологии, ранее выпущенные — адаптируются. Дальше будем идти этим путем.
Как вы определяете для себя, когда и какие облачные или гибридные решения понадобятся клиентам?
Мы считаем, что нашим клиентам могут понадобиться гибридные решения, и сделали сильный ход, превращая существующие программные продукты в SaaS-решения. В том числе самый традиционный продукт — для автоматизации бухгалтерии. Хорошо ли это? Посмотрим.
Как меняются бизнес-модели в партнерской сети «1C»? Франчайзи начнут превращаться в поставщиков облачных сервисов или это отдельный вид партнерства?
Пока это отдельный договор. Это опытное направление, мы не рекламируем партнеров по аренде как франчайзи, и пока нет жесткого контроля качества их работы. Но в перспективе, если облачное направление будет расширяться, все это надо будет делать. Работая под нашей торговой маркой, партнеры должны обеспечивать качество и быть успешны коммерчески.
То есть сейчас партнерами движет собственный интерес, а в дальнейшем их предполагается стимулировать?
Да, пока исключительно интерес к возможным направлениям будущего развития, но мы прорабатываем модели для обеспечения рентабельности их работы при выходе на промышленный режим.
Готова ли «1С» к характерному для облаков гибкому биллингу, исходя из фактически используемых ресурсов?
Да, такие возможности сейчас реализуются в «1С:Предприятии».
Ожидаете ли вы всплеска спроса на аренду после официального объявления третьей редакции «1С: Бухгалтерии 8»?
«1С:Бухгалтерия» — очень популярный продукт, и появление ее облачной версии, конечно, привлечет внимание некоторой части пользователей к новой технологии. Оценить уровень заинтересованности можно по результатам первой публичной презентации на «Дне Бухгалтерии» — примерно из 2 тыс. бухгалтеров, собравшихся на мероприятие, 71 проявили интерес к тестированию облачного сервиса. Это немало для такой аудитории.
Как ваши партнеры должны стимулировать спрос на облака?
У нас нет задачи продвигать облака. Если клиент захочет перейти на облачный режим, продолжая использовать наш софт, наша задача — сделать так, чтобы этот переход прошел легко и спокойно.
Есть рынок автоматизации бухучета, рынок комплексной автоматизации предприятий, рынок автоматизации торговых операций, но нет рынка облаков. Это способ удовлетворения тех же потребностей в режиме онлайн, способ доставки тех же самых услуг. Офлайн и онлайн «делят» один и тот же рынок. Нам важно, кто будет автоматизировать клиента — мы или наши конкуренты, а не то, каким каналом будет пользоваться заказчик.
Как меняются бизнес-модели в партнерской сети «1C»?
Бизнес франчайзи будет трансформироваться. Возможно, для него станет важным хороший хостинг. При использовании модели SaaS неконфигурируемые базы пользователей лежат на серверах «1С», партнеры продают к ним доступ, обеспечивают обучение и консультирование, включая первую линию технической поддержки. При работе по договору аренды ПО партнеры ведут базы пользователей, размещенные у франчайзи или в независимых ЦОД. Кроме того, прорабатывается модель создания партнерами своих облачных приложений с продажей через систему «1С».
Какие преимущества есть в облачной модели для партнеров?
Интернет повышает эффективность инженерной работы: специалисты все меньше времени теряют в дороге и в «пробках», больше разговаривают по Skype и настраивают программное обеспечение пользователя удаленно — это касается не только SaaS. Больше времени уделяется кастомизации бизнес-процессов, стало меньше потерь. Повышение производительности труда выгодно и партнерам, и пользователям.
Кроме того, московский рынок перегружен заказами, а за 300 км от столицы, где цена на услуги в три раза ниже, заказов может не хватать. Благодаря облакам можно жить в теплых краях и работать на более платежеспособных московском или тюменском рынках.
Сейчас превалирует региональная специализация партнеров, но новые технологии могут активизировать сдвиг в сторону отраслевой: партнеры повышают квалификацию в определенной отрасли, легче находят общий язык с заказчиками, работающими по этому профилю в разных регионах, переносят опыт работы с одним клиентом на другого.
При продаже базовой версии «коробочной» бухгалтерии выдача обновлений происходит бесплатно, и партнер зарабатывает на клиенте один раз, в случае SaaS платежи идут регулярно, образуя примерно ту же сумму за год.
Если иногородние компании смогут работать на московском рынке, значит, конкуренция на нем увеличится?
Может быть, но пока московские компании страдают не от конкуренции за заказчика, а от нехватки кадров, не справляясь с имеющимися заказами.
Часть партнеров будет использовать ЦОД «1С», часть — собственные ЦОД; кроме того, в вашей партнерской системе появился крупнейший провайдер инфраструктуры...
«Ростелеком» — особый партнер, было бы неразумно отказываться от такого сотрудничества, потенциально сулящего значительную долю рынка.
В чем заключается это сотрудничество?
Мы предоставляем программное обеспечение, «Ростелеком» его размещает, ищет клиентов, продает им услугу, получает с них плату и часть денег выплачивает нам в качестве роялти. «Ростелеком» также оказывает сервисную поддержку. Роль «1С» — обеспечить вторую линию поддержки — работоспособность софта.