Петр Диденко: «Аудитория потенциальных клиентов Microsoft Office 365 представляет собой буквально ‘зеленое поле’» |
Компания «СКБ Контур», обслуживающая миллион предпринимателей по всей России, одной из первых в мире получила право на распространение облачного продукта Microsoft Office 365. В составе интегрированного решения «Контур 365» облачный офис Microsoft предлагается на отечественном рынке вместе с другими веб-сервисами — системой интернет-отчетности «Контур-Экстерн» и электронным бухгалтером «Эльба». Нюансы организации облачного бизнеса в нашей стране раскрыл директор по стратегическому развитию «СКБ Контур» Петр Диденко.
Вы работаете в «СКБ Контур» два года, а до этого трудились в Microsoft. Не это ли обстоятельство стало решающим в появлении на свет облачного продукта «Контур 365»? Почему именно «СКБ Контур» в числе первых наряду с «Билайном» стал партнером Microsoft по распространению Office 365 в России?
Компания «СКБ Контур» действительно тесно сотрудничала с группой коллег из Microsoft, ответственной за продвижение и запуск Office 365. Первым результатом взаимодействия стало подписание в декабре 2010 года партнерского соглашения, после чего последовал непродолжительный период интеграции облачного офиса Microsoft в нашу линейку сервисов и обучения наших сотрудников работе с ним. А 28 июня 2011 года одновременно со всем миром наша компания запустила продажи Office 365 в России в составе комплексного решения «Контур 365».
Как же вы получили такую возможность?
Летом 2010 года Microsoft искала подходящего партнера. В принципе продажи Office 365 могли быть поручены кому-то из 6 тыс. действующих партнеров Microsoft, ее крупным дистрибьюторам или компаниям, работающим по модели VAR. Однако ни у кого из них не было надлежащего опыта продажи веб-сервисов большому количеству представителей малого бизнеса. А у нас требуемый опыт был — мы уже тогда продавали свои веб-сервисы почти миллиону клиентов из сектора SMB.
В чем вы видите основные преимущества интегрированного решения «Контур 365»?
Наша миссия изначально состояла в том, чтобы клиенты как можно меньше сил тратили на преодоление всевозможных барьеров, уделяя максимум времени своему бизнесу. На основе собственных разработок мы предложили набор веб-сервисов, используя которые предприниматель за небольшую плату может перепоручить сторонним специалистам большинство непрофильных и обременительных для него задач, таких как предоставление финансовой отчетности или начисление заработной платы. Office 365 освобождает владельца небольшой компании от хлопот с лицензированием офисного ПО, его своевременным обновлением, настройкой, или обеспечением информационной безопасности. Гибкость облачной архитектуры позволяет запустить облачный сервис «Контур 365» практически моментально, в несколько кликов настроить сервисы и уровни доступа, избежать долгого внедрения.
Вы конкурируете с «Билайном» за клиентов Office 365?
Мы пока не наблюдаем никакой конкуренции. Сказывается прежде всего низкая осведомленность о преимуществах Office 365. Это отчасти связано с тем, что Microsoft обеспечила возможность заплатить ей напрямую за этот веб-сервис только в ноябре 2011 года, и при этом деньги нужно переводить на счет в Ирландии, что очень неудобно для большинства малых предприятий в России. Поэтому если обычный офисный пакет Microsoft знают все, то с его облачной реализацией мало кто знаком. Если бы на рынке был устойчивый и объемный спрос на Office 365, то мы, наверное, конкурировали бы с «Билайном» в данном сегменте. А в настоящее время мы вместе, по сути, формируем спрос на облачные сервисы Microsoft.
Можно ли уже подвести некоторые итоги продвижения облачных продуктов «СКБ Контур»?
Могу назвать лишь общую выручку компании — по итогам 2011 года она составила 3,1 млрд руб. Что касается количества клиентов сервиса «Контур 365», то оно измеряется трехзначным числом. Однако абонентская база растет очень быстро. Если же попытаться составить портрет типичного заказчика сервиса «Контур 365», то им окажется небольшое предприятие, где работают в среднем четыре человека, в основном из сферы обслуживания и торговли.
Многие заказчики отказываются от перехода к облачным технологиям, опасаясь за сохранность конфиденциальной информации. Особенно это касается бухгалтерских документов. Но «СКБ Контур» работает именно в этой чувствительной сфере. Как удается убеждать клиентов в безопасности своих облачных продуктов?
Принято считать, что клиентов очень волнуют вопросы защиты их конфиденциальных данных. Но это справедливо главным образом для крупного бизнеса. В небольших компаниях гораздо больше интересуются тем, как быстро сократить издержки, связанные с решением непрофильных задач и преодолением всяческих барьеров. Вопросы информационной безопасности для него имеют второстепенное значение. Кроме того, заработав авторитет надежного партнера, мы стараемся поддерживать его. К примеру, в скором времени мы откроем в Интернете специальный «Центр доверия», где будем демонстрировать безопасность предоставляемых веб-сервисов, отвечать на вопросы о принципах защиты данных в облачных средах. Одним из инструментов повышения доверия к веб-сервисам является цифровая подпись. Нами организован один из крупнейших в России удостоверяющих центров, выдающий цифровые подписи в соответствии с национальным стандартом. При этом у нас имеется 800 партнеров, готовых предоставить клиентам цифровые подписи в большинстве регионов России.
Есть ли особенности в организации технической поддержки облачных продуктов? В частности, для вашей компании поддержка пользователей «Контура 365» является затратной статьей или источником дохода?
Наши специалисты получили необходимые навыки в рамках специальной обучающей программы Microsoft, которая и поручила нам вести техническую поддержку пользователей Office 365. Эта помощь, в зависимости от сложности решаемых задач, делится на три уровня. Поддержку первого и второго (не самых сложных) уровней осуществляем мы, и этот вид деятельности приносит нам определенный доход, поскольку клиенты обращаются за помощью при работе с Office 365 непосредственно в «СКБ Контур». А за поддержкой третьего уровня наши сотрудники в интересах клиентов обращаются к самой Microsoft. Но опыт показывает, что число обращений за поддержкой третьего уровня составляет не более 3% общего количества запросов. Одна из особенностей нашего сервиса заключается в том, что мы, работая практически во всех субъектах Российской Федерации, способны обеспечить поддержку клиентов почти на всей территории страны.
Как будет развиваться облачный портфель «СКБ Контур»? И как вы оцениваете перспективы облачного рынка в России?
С 2007 года Россия скатилась с 33-го на 114-е место в международном рейтинге, учитывающем комфортность для регистрации и ведения бизнеса. Неудивительно, что в США каждый 12-й житель — предприниматель, у нас же только каждый 70-й. И доля малого бизнеса в ВВП России составляет всего 21% при «норме» около 50%. Мы хотели бы способствовать росту числа небольших компаний, поэтому, как прежде, будем развивать свои продукты и сервисы в направлениях, которые обеспечивают дальнейшее снятие барьеров для бизнеса — как организационных, так и технологических.