АЛЕКСАНДР МИКОЯН: «ИТ-службы российских предприятий слишком перегружены эксплуатационными вопросами» |
The Economist Intelligence Unit, аналитическое подразделение The Economist Group, представило исследование «Великие ожидания или неоправданные надежды: роль бизнес-технологий в XXI веке», проведенное при поддержке компании Нewlett-Рackard. Исследование выявило растущий разрыв в технологических знаниях, которыми обладают представители разных поколений сотрудников и менеджеров. Также аналитики EIU выявили, что встраивание мобильных устройств в бизнес-модели и процессы не рассматривается топ-менеджерами как высокоприоритетное направление, хотя и считается достаточно важным. В целом, отметили аналитики, очень важную роль в успехе ИТ-инициатив будет играть управление ожиданиями бизнес-пользователей.
Как рассказал Денис Маккаули, глава подразделения EIU по исследованиям в области технологий, исследование охватило более чем 500 руководителей крупных и очень крупных компаний стран Европы, Ближнего Востока и Африки, занятых в двух десятках отраслей.
Технологический разрыв между разными поколениями сотрудников все более увеличивается, однако бизнес не считает ситуацию критичной. Рядовые сотрудники и линейные менеджеры хорошо знакомы с мобильными устройствами и социальными сетями, вместе с тем слабо представляют себе, какую пользу ИТ могут принести бизнесу и как этого добиться. Менеджеры старшего звена и высшие руководители гораздо лучше осведомлены о пользе ИТ для бизнеса. Что касается консьюмеризации и социальных сетей, они рассматривают их как прагматики, пытаясь понять, смогут ли они каким-либо образом улучшить рыночные и в первую очередь финансовые показатели компании.
«Сокращению разрыва в технологических знаниях могло бы способствовать ‘встраиванию’ ИТ-специалистов в бизнес-подразделения, это позволило бы ИТ-персоналу напрямую работать со своими пользователями. Бизнесу это дало бы больше возможностей хотя бы отчасти контролировать развитие технологий в компании, — отметил Маккаули. — ИТ-руководителям нужно теснее работать с бизнес-подразделениями, это даст возможность не столько реагировать на требования бизнеса, сколько действовать с упреждением, предсказывая эти потребности. Еще одна полезная для ИТ-руководителей практика — сравнение уровня развития ИТ в своей компании относительно других со схожей спецификой бизнеса».
По мере того как новые технологии проникают в бизнес, наблюдается тенденция к увеличению числа и сокращению сроков реализации проектов, предусматривающих их внедрение. Похоже, сегодняшний бизнес предпочитает точечные инвестиции, рассчитывая на быстрое получение выгоды от внедрения ИТ. Примерно 71% руководителей считают, что польза, полученная в результате выполнения ИТ-проектов, соответствует ожиданиям, еще 8% отметили, что их результаты превзошли ожидания. В Восточной Европе и России эти показатели составили 81 и 1% соответственно. Среди компаний, демонстрирующих высокую эффективность, доля тех, кто остался доволен результатами, выше: 23% респондентов уверены, что польза ИТ-проектов превзошла их ожидания, и еще 67% отметили, что их ожидания оправдались.
Как выяснилось, руководители компаний в наибольшей степени уверены в пользе инвестиций в ИТ-проекты, повышающие безопасность, операционную эффективность и обеспечение регуляторных требований, в наименьшей степени подобная уверенность наблюдается по отношению к ИТ-проектам, нацеленным на повышение гибкости, на сбор и обработку информации о клиентах и рынках, а также на ускорение принятия управленческих решений. В Восточной Европе и России ожидания несколько иные: здесь больше верят в пользу решений, нацеленных на выполнение требований регуляторов, управление рисками и повышение операционной эффективности, заметно меньше — в пользу ИТ-проектов, призванных повысить безопасность и ускорить принятие решений. Маккаули считает, что причины различий следует искать в особенностях автоматизации бизнеса: в Восточной Европе и России ИТ-обеспечение процессов принятия решений все еще оставляет желать лучшего и потому пользуется недостаточной поддержкой со стороны бизнес-руководства.
«В России, так же как и во многих других странах, бизнес ожидает от ИТ новых инициатив в области инноваций, — отметил Александр Микоян, генеральный директор НР в России. — Вместе с тем ИТ-службы российских предприятий слишком перегружены эксплуатационными вопросами, и есть риск, что они не смогут оправдать ожиданий бизнеса. Топ-менеджерам следует требовать от своих ИТ-руководителей высвобождения ИТ-служб от забот по эксплуатации и гораздо большего внимания к проблемам бизнеса».
В целом российский бизнес, по мнению Микояна, не в полной мере получает от ИТ те возможности, которые доступны бизнесу в других странах. Причина в том, что далеко не весь передовой опыт в области ИТ, который накоплен в мире, доступен в России: целый ряд всемирно известных ИТ-компаний представляют здесь неполный спектр своих компетенций, есть и очень крупные игроки, которые до сих пор не присутствуют на нашем рынке.