ОЛЕГ НАСКИДАЕВ: «Число наших сервисов, имеющих то или иное отношение к виртуализации, будет увеличиваться» |
Интерес корпоративных заказчиков к услугам коммерческих ЦОД в последние годы значительно вырос, утверждают участники форума «Мир ЦОД 2012». При этом некоторые российские клиенты предпочитают арендовать ИТ-инфраструктуру и хранить данные в европейских дата-центрах. О преимуществах зарубежных ЦОД журналисту Computerworld Россия рассказал Олег Наскидаев, руководитель департамента маркетинга и развития латвийской компании DEAC.
У вашей компании более 2,5 тыс. клиентов из 40 стран. Они хранят и обрабатывают данные в дата-центрах DEAC в Латвии, Германии, Нидерландах и Великобритании. Как распределяется клиентская база по этим центрам? Есть ли какие-то закономерности?
В настоящее время у нас два собственных дата-центра, и они находятся в Латвии. В других странах DEAC располагает точками присутствия, расположенными в дата-центрах наших зарубежных партнеров. В течение пяти лет мы планируем развернуть как минимум одну рабочую площадку на территории Западной Европы, в Амстердаме или Франкфурте. Общая емкость дата-центров, которые мы планируем открыть там, составит более тысячи стоек. В Западной Европе, где сосредоточено большое количество точек обмена трафиком, наши услуги будут более востребованными. В Великобритании очень высоки требования ко входу на рынок, и там мы ничего строить не планируем — продолжим работать через партнеров. Рынок Скандинавии совершенно не интересен по экономическим соображениям: он давно устоялся, на нем много местных игроков. Более привлекательны рынки России и Украины. До 2009 года мы целенаправленно работали на рынке Латвии, поэтому из 2,5 тыс. наших клиентов около 70% — латвийские. Остальную часть клиентской базы DEAC составляют компании из стран Восточной и Западной Европы, Азии, даже из США. Наши клиенты представляют самые разные отрасли экономики. Нам неинтересен только госсектор — это абсолютно непрогнозируемый сегмент рынка.
Каковы главные стимулы для заказчиков размещать свои данные в зарубежных ЦОД?
У каждого заказчика свои причины. Но если обобщать, главный стимул — предотвращение так называемых административных рисков.
А это характерно для России или для других стран тоже?
Предполагаю, на западных рынках эти риски менее выражены. Еще одна важная причина, по которой заказчики приобретают наши услуги, — экономическая. В ряде случаев московские дата-центры обходятся дороже услуг DEAC. В российской столице эксплуатационные издержки выше, включая энергетическое обеспечение, персонал.
Отличаются ли требования заказчиков из разных стран к услугам ваших дата-центров, например требования российских заказчиков и западноевропейских?
Если проанализировать те отношения, которые уже сложились с российскими клиентами, то можно сказать, что их требования практически не отличаются от предъявляемых в остальном мире. Это доверие к поставщику услуг, доверие к инфраструктуре в плане ее надежности, приемлемая ценовая модель.
Какие бизнес-приложения клиентов наиболее чувствительны к задержке трафика и как в географически распределенной среде ваших ЦОД минимизируется эта задержка?
У нас пока не было ни одного проекта в России, в котором бы присутствовали какие-то географические ограничения на использование услуг. Время задержки в радиусе 3 тыс. км от наших дата-центров составляет порядка 50-70 мс. Это достаточно комфортные условия для работы корпоративных приложений. Мы предоставляем защищенные прямые каналы, в которых задержка трафика приемлема для большинства бизнес-задач, пожалуй за исключением биржевых приложений.
Основой вашей продуктовой линейки являются сервисы IaaS?
Мы начинали как хостинговая компания, но с каждым годом все больше переориентировались на оказание услуг дата-центров — аутсорсинг, инфраструктурные сервисы, услуги техподдержки и т. д. Сейчас «инфраструктура как сервис» — наш ключевой продукт, который мы дополняем услугами администрирования, резервного копирования, мониторинга инфраструктуры. В некоторых проектах вместе с вендорами мы предлагаем совместные решения для реализации проектов в области ERP, CRM, других приложений управления бизнесом. Иногда подключаем системных интеграторов к реализации подобных проектов.
Распространение технологий виртуализации и облачных вычислений потребовало модернизации вычислительной и инженерной инфраструктуры дата-центров?
Конечно, потребовало. Интерес к виртуализации и облачным вычислениям на рынке неуклонно растет. Поэтому и в наших решениях для заказчиков эти подходы нашли свое отражение, в частности в услугах аренды ИТ-инфраструктуры. В ближайшие три года число наших сервисов, имеющих то или иное отношение к виртуализации, будет увеличиваться.
Основным стимулом внедрения технологий виртуализации в компаниях считается оптимизация затрат на эксплуатацию вычислительной инфраструктуры. А ваши ЦОД почувствовали эту экономию после увеличения объемов использования технологий виртуализации?
Да. Условно говоря, если ранее мы могли в одну стойку физически установить 40 одноюнитовых серверов, то благодаря виртуализации мы можем на том же пространстве развернуть гораздо больше серверов аналогичной производительности. Только они уже будут виртуальные, и это в итоге приведет к снижению расходов на электропитание, обслуживающий персонал. За счет автоматизированных решений скорость развертывания виртуальных серверных структур ускоряется.
А заказчики почувствовали на себе экономию от применения виртуализации в ваших дата-центрах? Снизились ли тарифы?
Когда мы просчитываем предложения для заказчиков, мы ориентируемся на запросы рынка. Они со временем меняются, в том числе по причине распространения виртуализации. Могу сказать, что стоимость наших продуктов адекватна потребностям рынка.
На нынешнем форуме значительное внимание уделялось вопросам энергоэффективности ЦОД. DEAC что-нибудь предпринимает в данном направлении? Внедрение соответствующих технологий оправдывает себя с экономической точки зрения? Считается, что энергоэффективность довольно затратная вещь.
Себестоимость наших услуг и затраты на обслуживание инфраструктуры сократились при внедрении энергоэффективных технологий. К примеру, десять лет назад заказчик брал у нас в аренду четыре физических сервера для размещения своих баз данных, а теперь для выполнения аналогичной задачи ему достаточно двух более современных серверов с тем же уровнем энергопотребления. Соответственно эксплуатационные затраты на энергетическое обеспечение, кондиционирование, администрирование при обслуживании такого заказчика сократились вдвое.
Один из ваших ЦОД находится в подземном бункере в городе Гризинькалнс. Привлекает ли бункер клиентов? Что это за клиенты?
Есть клиенты, которые действительно проявляют интерес к дата-центру, расположенному в бункере. С практической точки зрения он мало чем отличается от обычного, наземного дата-центра и явных конкурентных преимуществ не имеет. Более того, если взять за критерий эффективности подземного ЦОД масштабируемость, то она, конечно, окажется невысокой. К примеру, наш подземный дата-центр вмещает 130 стоек. И если какому-то заказчику потребуется арендовать 50 стоек, могут возникнуть сложности с поддержанием на нужном уровне температурного режима, обеспечением гарантированного электропитания от дизель-генератора. Есть в подземных ЦОД определенного рода ограничения, которые можно легко обойти на поверхности. Зато у бункера некоторые преимущества психологического свойства: данные клиента глубоко спрятаны от посторонних глаз и недоступны всяческим недоброжелателям.