МИРОВОЙ РЫНОК средств печати и копирования переживает не лучшие времена. В целом он растет очень медленно, в развитых странах и вовсе сокращается или стагнирует. Российский рынок сравнялся по размеру с крупнейшими европейскими и при этом продолжает развиваться. Это привлекает к нему дополнительное внимание как давно работающих на нем вендоров, так и новых игроков Источник: IBM |
По данным IDC, в 2011 году продажи печатной периферии (принтеры, копиры, МФУ) выросли на 0,7% в количественном исчислении (до 126 млн штук) и на 3,6% — в денежном (до 58 млрд долл.). Но при этом рынки наиболее развитых стран, на которые у нас принято равняться, чувствовали себя не лучшим образом. Американский рынок упал на 6,4% в количественном выражении (26,07 млн проданных устройств) и вырос на 3,6 в денежном (58 млрд долл.), западноевропейский (26,4 млн) — упал всего на 0,8% в количественном исчислении, но на 10% — в денежном.
Географически более близкий нам рынок стран Центральной и Восточной Европы в прошедшем году уменьшился на 1,5% штучно, но вырос на 0,6% в деньгах (8,6 млн и 2 млрд долл. соответственно) — во многом благодаря России, на которую приходится почти половина региональных продаж. Отечественный рынок в 2011 году составил 4,2 млн штук и 940,9 млн долл (рост — 0,8 и 1,4% соответственно).
Сохранилась тенденция и в 2012 году. Западные рынки стагнировали. У нас же в первом квартале, несмотря на президентские выборы, обычно «подвешивающие» бизнес, продажи выросли на 8,4% (по сравнению с аналогичным периодом 2010-го), до 223 млн долл., хотя устройств и было продано на 4,5% меньше (946 тыс.). Цифры второго квартала — более 1 млн устройств (26% роста) на сумму 235 млн. И в целом продажи за первые шесть месяцев на 9% превысили показатели аналогичного периода 2011 года.
Рост, как водится, сопровождается и изменениями; какие-то из них лежат в русле мировых тенденций, какие-то — нет. Меняются предпочтения пользователей, а стало быть, и соотношение продаж лазерных и струйных устройств, МФУ и принтеров, популярность «цвета» в частном и корпоративном секторе. Computerworld Россия опросил представителей ряда ведущих производителей и дистрибьюторов относительно динамики и направленности этих перемен. И конечно, о перспективах рынка в целом.
Рост продолжится. Наверное
Обычно ростом в 9% на российском ИТ-рынке не хвастаются, однако на фоне ситуации в развитых странах результат неплохой. Впрочем, как отмечает Юрий Белов, ведущий аналитик российского IDC, «рынок принтеров не уникален» — аналогичная тенденция есть, например, на рынке ПК. При сохранении высоких цен на нефть и отсутствии потрясений умеренный рост продолжится.
«Макроэкономические ориентиры на сегодня таковы, что только в России и других странах БРИК возможен экономический подъем», — полагает Сергей Лебедев, директор по маркетингу «ОКИ Системс Рус»
В большинстве своем вендоры и дистрибьюторы согласны с оценкой IDC. Юлия Козырева, руководитель отдела маркетинга компании Ricoh Rus, считает, что по результатам года следует ожидать продолжения роста рынка, хотя и умеренного, на 6-8%. Алексей Плотников, директор по маркетингу Xerox EurAsia, оценивает рост на ближайшую перспективу в 5,5%. Что до перспективы, то Дмитрий Смирнов, директор по развитию бизнеса «Ресурс-Медиа», полагает, что многие сегменты российского рынка до сих пор не насыщены и можно ожидать роста еще три-пять лет. Хотя и с постепенным замедлением темпов.
Наиболее пессимистичную позицию занял Игорь Пасюков, руководитель отдела продуктового маркетинга устройств печати Printing and Personal Systems Group, российского представительства Hewlet-Packard. Он указал на то, что IDC измеряет отгрузки техники в страну, а не продажи конечным заказчикам. «Проблемы в макроэкономике России начались как раз во втором календарном квартале (резкое и существенное падение курса рубля, падение цен на нефть, неопределенность с госбюджетами после президентских выборов и смены правительства и т. п.)», — отметил он. То есть заказы (и соответствующие отгрузки в страну) делались в несколько другой ситуации, нежели имеющая место сейчас. «К примеру, во втором календарном квартале отчеты компании GfK показывают общее падение рынка устройств печати в 13% в годовом исчислении (в штуках)», — указывает Пасюков. В целом в 2012 календарном году он ожидает падения продаж и в количественном, и в денежном выражении.
«Лазерный менталитет»
По данным IDC, струйных устройств по-прежнему продают больше, чем всех других, вместе взятых. Однако практически во всех регионах их продажи падают быстрее, чем рынок в целом. Причина — и в России, и в мире гораздо меньше стали печатать конечные пользователи; кроме того, на Западе сократился спрос на струйные устройства и в корпоративном секторе.
«Спрос на струйные принтеры со стороны корпоративного сектора будет расти», — считает Козырева, возлагая особые надежды на недавно представленные Ricoh гелевые принтеры. Однако, полагает она, «тенденция роста интереса бизнеса к струйной цветной печати не сможет переломить общий тренд к падению спроса на ‘струйники’, так как в общей структуре рынка бизнес-сегмент занимает весьма небольшую долю».
Дистрибьюторы относятся к перспективам струйных принтеров и МФУ достаточно скептично. «В России решения на основе струйных технологий традиционно воспринимаются как решения для домашнего пользователя, в отличие от Европы, где они часто используются в корпоративном сегменте. Поэтому сокращение фотопечати неминуемо ведет к снижению общей доли струйной печати в стране», — говорит Смирнов.
«В нашей стране лазерная технология традиционно считается самой приемлемой для использования в корпоративном секторе рынка, — отметил Виктор Гринько, менеджер по печатной продукции MICS Distribution Company. — В перспективе доля устройств, построенных на технологии струйной печати, будет неуклонно падать».
Еще более категоричен Алексей Лавров, менеджер отдела поставок NetLab, полагающий, что у струйной технологии остались перспективы только в сегменте инженерной графики и в области фотопечати.
Оставляет струйным технологиям шанс лишь Андрей Павленко, продакт-менеджер по печатающим устройствам OCS: «На данный момент технически и функционально струйная техника в состоянии безболезненно и полноценно заменить лазерные машины нагрузкой до 3 тыс. страниц в месяц». Но, как и все другие, Павленко отмечает, что «у нас на рынке сложившийся лазерный менталитет и пока струйная техника сильно недооценена».
Один на столе не воин
Несмотря на все передряги на рынке, многофункциональные устройства по-прежнему увеличивают свою долю. Однако в России, по данным IDC, такое происходило за счет корпоративного сектора, а не частных пользователей, как ранее. Вопрос в том, является ли это следствием разочарования пользователей в излишне функциональных устройствах, следствием режима экономии или повышением спроса на МФУ в корпоративном секторе.
Козырева полагает, что во втором полугодии розница свое возьмет. «Но в целом рост рынка в корпоративном секторе в 2012 году будет несколько выше, чем в сегменте устройств для домашних пользователей, — считает она. — Он все еще продолжает свой восстановительный рост». Гринько согласен с тем, что осенние и предновогодние продажи многофункциональных устройств в розницу увеличатся. Дополнительный фактор роста, по его мнению, — сокращение разницы между стоимостью принтера и МФУ до 1,5-2 тыс. руб., а также то, что по по габаритам последние приблизились к размерам принтеров.
Евгений Карпов, руководитель группы маркетинга и планирования отдела телекоммуникаций компании ООО «Панасоник Рус», отметил, что если в конце 2011 года средняя цена МФУ снижалась с каждым месяцем, то в текущем году некоторые вендоры пересмотрели свою ценовую политику и изменили приоритеты в продвижении различных сегментов устройств, что привело к росту средней стоимости устройства. В той нише, в которой работает его компания, «жертвой» МФУ становятся не только принтеры, сканеры и копиры, но и «одинокие» факсимильные аппараты.
Еще одной причиной роста продаж МФУ, кроме перечисленных, Павленко считает продуктовую политику вендоров. «Если взять модельный ряд струйной домашней техники еще пять лет назад, то на один МФУ приходился один принтер, — говорит он. — А сейчас хорошо, если на десять МФУ будет две модели принтеров».
Единственное, что может стать на пути увеличения доли многофункциональных устройств, — разочарование в них. Лавров полагает, что к этому есть основания. «Продажи МФУ будут расти, но так продлится недолго, — считает он. — Если корпоративный рынок уже близок к насыщению, то в частном есть иллюзия полезности и необходимости иметь в личном пользовании МФУ. Многофункциональное устройство — предмет безусловно актуальный, но малополезный, громоздкий и быстро утрачивающий работоспособность: через год засыхают картриджи, через два их уже просто не найти, а по цене комплект картриджей часто равен стоимости нового аппарата».
Экономика и «цвет»
При всех преимуществах цветной печати полноцветные устройства и отпечатки остаются намного дороже монохромных, поэтому макроэкономические неурядицы ощутимо сказываются на ее продажах. Что особенно заметно в условиях падения спроса на струйные устройства (которые практически все полноцветные). Положение, впрочем, несколько исправляет опережающий рост в лазерном цветном сегменте (особенно в области младших моделей). Однако его доля пока составляет в России лишь 5% в количественном и 14% в денежном исчислении.
Плотников полагает, что доля цветных устройств может уменьшиться вследствие кризисных явлений, но при нормализации ситуации она снова начнет расти. Есть мнение, впрочем, что роль экономических пертурбаций невелика.
Белов видит две тенденции. «С одной стороны, цветные лазерные МФУ начального уровня стали, пожалуй, доступнее, и многие небольшие офисы и частные пользователи покупают их для повседневной печати, — говорит он. — С другой стороны, полноцветная печать продолжает быть очень дорогой, и во многих офисах, даже имеющих цветные принтеры, доступ к ним строго ограничен, дабы не пробивать дыры в корпоративном бюджете».
Козырева наблюдает две другие тенденции: если в офисах доля цветных устройств неизменно растет, то на рынке персональных устройств, по ее мнению, скорее наблюдается обратная тенденция: «Все больше пользователей, попробовав цветную струйную печать и столкнувшись с засыхающими в печатных головках чернилами и высокой стоимостью расходных материалов, отдают предпочтение монохромным лазерным принтерам или МФУ».
Устоявшийся рынок
Несмотря на общую неблестящую ситуацию на печатном рынке и «убитость» в плане доходности сегмента монохромных устройств младшего уровня, летом на нем появился новый игрок — китайская компания Pantum, которая собирается в течение нескольких лет получить 30% рынка лазерных принтеров начального уровня и 80% — соответствующего рынка МФУ. Представители Pantum надеются привлечь внимание к своим устройствам тем, что в них применяются технологии, позаимствованные у «старших товарищей», в частности — металлические детали. Эта новация, как утверждают в китайской компании, позволит покупателям менять устройство раз в пять лет, а не вдвое чаще.
Возможен ли передел рынка печати вообще и силами Pantum в частности? «При первом рассмотрении этот китайский принтер производит довольно благоприятное впечатление, — говорит Юрий Белов, ведущий аналитик российского IDC. — В то же время он не так уж дешев для малоизвестного бренда, только что вошедшего на рынок».
«В ситуации, когда пять ведущих производителей, включая Xerox, контролируют более 85% рынка, для его передела должен появиться радикально новый подход к печати, способный снизить затраты средств и времени до абсолютного, недостижимого ранее минимума», — считает Алексей Плотников, директор по маркетингу Xerox EurAsia.
Юлия Козырева, руководитель отдела маркетинга компании Ricoh Rus, несколько более оптимистична: «Серьезный передел маловероятен: лидеры сегодняшнего дня, скорее всего, останутся таковыми и в обозримом будущем. Однако совокупная доля рынка, которую сейчас занимают игроки второго плана, в ближайшие годы может увеличиться». Японская компания также недавно вышла в сегмент монохромных лазерных устройств младшего уровня и надеется занять на российском рынке лазерных принтеров 5-6% к концу 2014 года.
Дистрибьюторы в целом также не верят в возможность разительных перемен. «Незначительный передел рынка, конечно, возможен. Например, за счет расширения линеек продукции ведущих брендов. Некоторое влияние на рынок может оказать и выход Pantum», — считает Дмитрий Смирнов, директор по развитию бизнеса «Ресурс-Медиа». — Однако игра в сегменте low-end слишком сложна, и осилить ее могут лишь глобальные вендоры, имеющие решения в различных технологических сегментах и богатый маркетинговый опыт».
Виктор Гринько, менеджер по печатной продукции MICS Distribution Company, полагает, что отрицательную роль для Pantum, помимо прочего (отсутствие сервисных центров, узость линейки и канала продвижения), сыграет недоверие к китайским компаниям. В розничном сегменте, по мнению Андрея Павленко, продакт-менеджера по печатающим устройствам OCS, борьба сведется к демпингу: «При такой модели это будет не переделом рынка, а временным перетягиванием одеяла до тех пор, пока у нового производителя не кончатся деньги».
А вот Алексей Лавров, менеджер отдела поставок NetLab, считает, что старт Pantum успешен. По его мнению, продвижение нового бренда «сдерживает крайне узкий, хотя и разумный модельный ряд, слабая маркетинговая активность и слабая представленность в канале». Однако, добившись повышения узнаваемости бренда, Pantum сможет потеснить лидеров.