Практически у всех исследований Рунета, проведенных за последние лет пятнадцать, есть одна общая черта — они непременно оказываются «первыми». Все предыдущие были или не столь массовы, или не столь глубоки, или измеряли «не совсем то». Не стало исключением презентованное 10 октября исследование «Экономика Рунета 2011-2012», выполненное Российской ассоциацией электронных коммуникаций и Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» при поддержке Google, Ozon.ru, Mail.ru, инвестиционной компании Fast Lane Ventures и Boston Consulting Group. Консультативную помощь оказал Игорь Щеголев, помощник президента РФ, который вместе с Ярославом Кузьминовым, ректором ВШЭ, представил методику и результаты исследования.
Экономика Рунета силами экспертов РАЭК была разбита на 11 секторов общим объемом в 553,8 млрд руб., что составляет 1% ВВП. При этом были выведены из рассмотрения «интернет-зависимые рынки», оцененные по данным открытых источников в 1,97 трлн руб. (например, бизнес в области доступа в Интернет, создания инфраструктурных решений, обороты торговых площадок, продажи туристических услуг и билетов на транспорт).
Методика исследования, представленная Кузьминовым, базировалась на опросах. На РИФ+КИБ 2012 были проведены 78 глубинных интервью с представителями всех изучаемых рынков, на основе которых были составлены анкеты для «экспертов-гуру» и «просто экспертов».
Результаты обработки анкет были представлены «гуру» и партнерам исследования. На основании анкет и их обсуждения и были сделаны количественные оценки как отдельных секторов, так и всей экономики Рунета. Обосновывая такую методику, Кузьминов заявил, что в тех случаях когда просишь респондентов дать оценочные, «по порядку величины», данные, то они отвечают ближе к истине, нежели когда пытаешься получить от них точные цифры. Впрочем, полученные данные потом «гармонизировали» посредством некоторых специальных процедур.
Самым крупным рынком оказался рынок электронной коммерции, разбитый на три составляющие — розничная торговля (оборот в 2011 году 309,4 млрд руб., рост — 30%, предполагаемый рост в 2012 году — 27%), электронные платежи (166,7 млрд руб., 34 и 32%) и продажи электронного контента и игр (8,24 млрд руб., 26 и 27%).
Рынок контекстной рекламы составил 24,24 млрд руб (рост 53% в 2011 году, 33% предполагается в 2012-м), медийной — 15,83 млрд руб. (рост 41 и 33% соответственно), два других сегмента гораздо меньше, но стремительно прогрессируют — маркетинга в социальных сетях (2,98 млрд руб., 43 и 40% роста) и видеорекламы в Интернете (0,8 млрд руб., 53 и 59%).
Веб-разработка привнесла 9,83 млрд руб. (25 и 21% роста), поисковая оптимизация — 8,56 млрд (18 и 19%), рынок хостинга и регистрации доменов — 5,32 млрд (25 и 21%), SaaS — 1,89 млрд руб. (темпы роста в 2012 году сохранятся на уровне 46%).
По мнению участников исследования рост бизнеса в российском Интернете тормозят несколько факторов. Во-первых, быстрый рост стоимости привлечения клиентов. Вторая проблема связана с доставкой: работа «Почты России» очень далека от идеала, всем крупным интернет-ретейлерам приходится обзаводиться собственными службами доставки, но маленьким компаниям это не по карману. Третья проблема — до сих пор неурегулированное законодательство; например, товары заграничных интернет-магазинов не облагаются пошлинами, что затрудняет развитие их российских конкурентов
В целом в 2011 году «экономика Рунета» выросла на 33%, в 2012-м, по прогнозам экспертов, увеличится на 31%, до 720 млрд руб. Самые крупные, уже «традиционные» рынки поддерживать прежних темпов роста не могут, а быстро прогрессирующие новые пока не слишком велики. Тем не менее сегменты «новой экономики» развиваются гораздо быстрее, чем сегменты старой. Маэль Гавэ, генеральный директор холдинга Ozon.ru, полагает, что тормозят рост бизнеса в российском Интернете три фактора. Во-первых, быстрый рост стоимости привлечения клиентов, порой он достигает 100 долл. Вторая проблема связана с доставкой: работа «Почты России» очень далека от идеала, всем крупным интернет-ретейлерам приходится обзаводиться собственными службами доставки, но маленьким компаниям это не по карману. Третья проблема — до сих пор неурегулированное законодательство; например, товары заграничных интернет-магазинов не облагаются пошлинами, что затрудняет развитие их российских конкурентов.
Тема государства всплывала, разумеется, неоднократно. В целом пожеланий к нему, как обычно, два: «не мешать» и «помогать» — разумеется, прислушиваясь к мнению профильных экспертов.
Еще одна неучтенная исследованием часть российской интернет-экономики — вложения инвесторов. Марина Трещова, генеральный директор Fast Lane Ventures, оценила их в 40 млрд руб. в 2010 году и в 65 млрд руб. в 2011-м, при падении средней инвестиции с 400 тыс. до 150 тыс. руб., что она считает правильным — «посевные» инвестиции и не должны быть большими. Самым привлекательным рынком для западных инвесторов она назвала рынок электронной коммерции, однако вход на него дороже, в том числе по вышеуказанным причинам, чем на западный.