Российский офис Kyocera Document Solutions и аналитическое агентство IDC Russia провели традиционный MDS Форум, на котором японская компания представила новые решения в области управления документооборотом.
За последний год отечественный рынок ИТ, по оценке IDC, уменьшился на 35%. И хотя в 2016 году он, по ожиданиям аналитиков, немного вырастет, существенно положение не изменится. В частности, потому что, как отметил Константин Макаренков, ведущий аналитик IDC по рынку устройств печати и обработки изображений, коэффициенты «рождаемости» и «смертности» организаций сейчас почти сравнялись, а значит, прироста числа клиентов на рынке в целом ждать нет оснований.
Рынок устройств печати падает еще быстрее: за первые три квартала 2015 года — на 38% (по отношению к аналогичному периоду 2014-го) в количественном исчислении и на 49% — в долларовом выражении. Снижались продажи устройств всех категорий — монохромных и цветных, принтеров и МФУ, струйных и лазерных. Некоторое оживление наступило в третьем квартале, который превзошел второй почти вдвое в количественном исчислении и на 62% в долларах, но, как полагает Макаренков, это не станет началом перелома на рынке.
Ко всем бедам, на рынке расходных материалов в первом полугодии резко, почти вдвое, упала доля оригинальных заправочных материалов, благодаря которым многие партнеры производителей принтеров «добирали» прибыль, недополученную при продаже все дешевеющих устройств.
![]() |
Управляемые услуги печати должны сделать процесс печати более экономным и защищенным Источник: Kyocera |
Доля Kyocera Document Solutions на сжимающемся рынке немного увеличилась. За первые три квартала компания продала немногим более 239 тыс. устройств на сумму в 45 млн долл. (15,8 и 15,% рынка соответственно) и заняла второе место после HP (37,5 и 34,6%), увеличив свою долю на 9 и 4,2 процентных пункта. Вслед за HP компания занимает второе место в сегменте лазерных многофункциональных устройств формата A4, а в сегменте лазерных МФУ формата A3 компания лидирует в количественном выражении (39,5%) и занимает второе место в денежном (17%).
При этом инсталлированная база устройств «на душу населения» в нашей стране приблизительно вдвое меньше, чем в Германии, Франции и Великобритании, то есть должен иметь место неудовлетворенный «спрос на печать». Но, поскольку ИТ-бюджеты падают, удовлетворить его, просто увеличивая парк принтеров, ИТ-департаменты не смогут.
В качестве вероятной точки роста участники данного рынка рассматривают переход от продаж устройств к продаже услуг по поддержанию печатной инфраструктуры и на следующем этапе — документооборота и бизнес-процессов (Business Process Services, BPS). Для того чтобы описать весь этот сегмент, в IDC ввели термин — Managed Print and Document Services (MPDS).
В России на рынках MPS и MPS+BPS лидирует Xerox (44 и 29% рынка), второе место — за HP (20 и 27%). У Kyocera Document Solutions пока лишь 9 и 5% соответственно. Однако, как уверяет директор по развитию бизнеса компании в России Тарик Альхаурани, прогресс налицо. Если в первом полугодии 2014 года объем продаж MDS составил 55,55 млн руб., то в первом полугодии 2014-го — уже 67,5 млн. Год назад у компании было три десятка партнеров, из которых предоставлением услуг занимались лишь шесть компаний, а сейчас из 47 партнеров — 12. Правда, отметил Альхаурани, все MDS-партнеры — это компании, изначально ориентировавшиеся на сферу услуг. Те же партнеры, которые традиционно занимаются продажей техники, пока крайне осторожно пробуют новый вид бизнеса; их, впрочем, можно понять: упомянутые 67 млн руб., полученные за полугодие от предоставления услуг, и 45 млн долл., вырученные за устройства за три квартала, при всей условности подобного сравнения — несопоставимые величины.