Начавшись как Russian Internet Week, форум постепенно вобрал в себя и другие отрасли, что в конечном счете привело к изменению его названия на Russian Interactive Week. Форум 2016 года представляет уже пять отраслей: помимо традиционных интернет-отрасли, медиа- и телекоммуникаций, а также софтверных разработок, в этом году была подключена очень популярная в последнее время тема — Интернет вещей. Об этом заявил глава РАЭК Сергей Плуготаренко, открывавший форум. Он же представил доклад о текущем состоянии российского сегмента Интернета и его влиянии на экономику России в целом.
Согласно данным РАЭК, аудитория Рунета сегодня составляет 86 млн человек — это 70% населения России, а ежедневно посетителями сети являются 70,8 млн человек (57,5% населения). Мобильным Интернетом ежемесячно пользуется порядка 62 млн россиян.
Плуготаренко также напомнил, что доля собственно интернет-отрасли в ВВП страны составляет 2,4%, а если учитывать и зависимые рынки, то все 19%.
Как считают эксперты РАЭК, кризисный сценарий рынка уступил место консервативному, и можно ожидать, что в ближайшие три года рост отрасли в целом составит 10–15% ежегодно. Драйверами роста при этом станут мобильный Интернет, облачные сервисы, Интернет вещей, Большие Данные. Также на развитие отрасли заметное влияние окажут использование и развитие технологий, связанных с финансами и кибербезопасностью.
О будущем интернет-отрасли на RIW 2016 говорили с осторожным оптимизмом |
Что касается предварительных оценок на этот год, то прогнозируется, что рост сегмента «Маркетинг и реклама» составит 17%, а его объем в денежном выражении — 171 млрд руб. Еще быстрее будет расти сегмент «Электронная коммерция» (18% и 1,2 трлн руб). Оптимистично оценивают в РАЭК и сегмент цифрового контента, где прогнозируется рост на 15% и объем 63 млрд руб. В настоящее время за контент в Интернете платит каждый третий активный пользователь, уточнил Плуготаренко.
Между тем в Медиакоммуникационном союзе будущее отрасли оценивают не столь оптимистично. Как заявил председатель МКС Павел Степанов, используемая сейчас модель, когда за контент платит не потребитель, а рекламодатель, изживает себя, рекламный рынок ограничен и не сможет обеспечить кратного роста для медиакоммуникационной отрасли. В частности, рост доли интернет-рекламы, более чем двукратный в период с 2011-го по 2015 год, сейчас замедлился, а доля телерекламы в целом останется стабильной на протяжении ближайших десяти лет и составит 40%.
Глава МКС также отметил, что пользователь привык к постоянно дешевеющей связи и к тому, что по сравнению с другими странами доля расходов на медиакоммуникационные услуги в нашей потребительской корзине относительно невелика, в 2015 году она составила около 2,5%. Степанов подчеркнул, что, отказавшись от традиционных физических носителей (например, DVD), которые стремительно устаревают с приходом новых технологий, пользователи не выбрали при этом стриминговые сервисы, как это произошло в других странах, а это означает, что дальнейшее развитие отрасли будет еще более осложнено.
В МКС полагают, что настало время переходить от рекламной модели развития отрасли к гибридной. Она подразумевает, что рекламой финансируется только 50% контента, за остальные 50%, а также его доставку платят пользователи. Техническая инфраструктура такой модели уже сформирована, подчеркнул Степанов, но ее развитию препятствуют не только привычки пользователей, но и такие факторы, как слишком низкие цены на платные медиакоммуникационные сервисы, избыток качественного контента в рекламной модели, а также доступность пиратского контента вкупе с недостаточной доступностью легального.