Немногим более года назад компания SAP СНГ объявила о начале предоставления сервисов из российского облака, расположенного в центре обработки данных «Ростелекома». За это время в ЦОД «прописались» три решения — SuccessFactors, Ariba и HANA Enterprise Cloud. В начале ноября к ним официально добавилось четвертое — SAP Integrated Business Planning.
SAP IBP — относительно новое (ему около полутора лет) решение для планирования. Его главной особенностью Андрей Шарак, заместитель генерального директора SAP СНГ, назвал возможность согласовывать планы различных подразделений (маркетинг, закупки, продажи, логистика и т. д.), которые обычно составляются независимо и сводятся в генеральный план «вручную», что занимает довольно много времени; в середине года план корректируют, чтобы он отвечал изменениям на рынке. При таком подходе на складах пылятся излишние запасы (по оценке SAP, их можно сократить более чем на 40%), а продуктов, нужных клиентам, наоборот, недостает. Средний уровень клиентского сервиса, то есть удовлетворенности предложением, у нас — 84%, на Западе — 90–95% (повышение качества обслуживания на 2–3% дает прирост продаж в 1%).
С помощью IBP сведение «частных» планов в согласованный генеральный можно производить гораздо быстрее, а корректировать — хоть каждую неделю. Также в IBP есть средства симуляции — можно посмотреть, что произойдет при тех или иных пертурбациях (например, при изменении курсов валют), понять, насколько генплан к ним устойчив и что делать, если изменения уже произошли.
Одним из основных преимуществ SAP IBP Андрей Шарак назвал быстрое сведение разрозненных планов подразделений в единый генеральный. Людмила Гвоздева подтвердила важность этой функции продукта |
Первым пользователем IBP стала владимирская компания ABI Product, специализирующаяся на производстве мясной продукции. Кризис, санкции и особенно контрсанкции, по словам Людмилы Гвоздевой, директора по стратегическому планированию, сказались на деятельности ABI, и руководство решилось не перестройку бизнес-процессов.
Процессы эксперты Ernst & Young наладить помогли, однако планирование на основе электронных таблиц новым условиям ведения бизнеса не удовлетворяло. Оценив имеющиеся на рынке предложения, в ABI внедрили два продукта немецкой компании — SAP Demand Planning и SAP Advanced Planning and Optimization.
В этих продуктах, по словам Гвоздевой, «хорошие матсредства», но сводить воедино планы различных подразделений они не позволяют. Поэтому в компании стали использовать и решение IBP, которое может выполнять эту функцию. При этом учитывается, оценки какого подразделения были точнее: его прогнозам IBP придает больше веса и в процессе планирования, и в процессе корректировки планов. Проект был начат прошлой сенью, а 1 августа система вошла в эксплуатацию. Одной из самых больших проблем Гвоздева назвала очистку данных — их качество оставляло желать лучшего во многих используемых системах.
В дальнейшем ABI планирует расширить использование SAP IBP для автоматизации процессов планирования цепочки поставок, а также интегрированного планирования операций.
У другого клиента, группы компаний «Мегаполис» (специализация — логистика и дистрибуция), уже используются два облачных решения — SuccessFactors и Ariba, к внедрению IBP там только приступают, пилотный проект стартовал в ноябре. Однако ожидания большие, применение Ariba для некоммерческих закупок (товаров, необходимых для работы самой компании) за месяц позволило сэкономить около 10 млн руб. — 14% соответствующего бюджета.
Если перенос в российское облако SucsessFactors был обусловлен требованиями закона ФЗ-152 «О персональных данных», то появление в нем IBP, по словам Шарака, связано с желанием клиентов из стран СНГ работать с отечественным облаком. Более того, фиксация цен в рублях подвигает к переходу в российский ЦОД и зарубежные компании. Поэтому Шарак ожидает дальнейшего роста количества контрактов на облачные сервисы прежними «трехзначными» темпами и обещает, что в 2017 году в российском центре появятся еще два приложения — одно в первом квартале, второе осенью.