Три основных направления — внедрение инноваций, поддержка основных бизнес-процессов и автоматизация деятельности ИТ-службы — находятся сегодня в центре внимания российских ИТ-руководителей, и именно на них был сконцентрирован Форум ИТ-решений, организованный компанией Global CIO.
Инновации — пожалуй, наиболее яркая область, где могут проявить свои организаторские и технологические таланты ИТ-руководители. Многие из них уверены, что поиск и внедрение инноваций заслуживает гораздо большего времени и ресурсов, чем затрачивается на них сегодня.
Очень часто инновациями считаются в первую очередь «модные» технологии, входящие в списки, составляемые ведущими аналитическими компаниями. Однако, как отметил Константин Старовойтов, директор по ИТ компании Alidi, оказывающей услуги дистрибуции и логистики, инновация вполне может быть и «немодной», но тем не менее приносить бизнесу ощутимую пользу. По его словам, в ИТ-службу поступает очень много заказов на реализацию новых возможностей для бизнеса, и их не всегда удается выполнить настолько быстро, насколько того желают бизнес-заказчики. Казалось бы, выходом из положения мог бы стать аутсорсинг, однако в России он обходится, как правило, неоправданно дорого, а потому ИТ-службы стараются наращивать собственную экспертизу.
В ходе дискуссии, посвященной аутсорсингу, ИТ-руководители сошлись во мнении относительно еще одного серьезного ограничения: как показывает практика, на аутсорсинг не следует отдавать работы, требующие действительно высокого уровня компетенции, поскольку подрядчики с такими заказами не справляются. Да и передача на аутсорсинг менее «интеллектуальных» видов работ тоже имеет свою оборотную сторону: чтобы контролировать подрядчиков, в штате заказчика должны быть специалисты, имеющие достаточно глубокие знания в тех областях, которые передаются внешним исполнителям.
Денис Гузовский: «Система комплексного мониторинга помогла нам лучше понять взаимосвязи между информационными системами банка» |
Примером небольшой, но важной для бизнеса инновации может послужить реализация мобильных POS-терминалов на базе планшетов iPad в торговой компании ЦУМ. По словам Евгения Комарова, руководителя управления развития информационных систем, в московском магазине компании в настоящее время, помимо 80 стационарных POS-терминалов, развернуты также 45 мобильных. Они оказались удобным подспорьем как для продавцов, так и для покупателей: если покупатель в торговом зале заинтересовался товаром, то продавец-консультант может тут же проверить, есть ли в наличии нужный ему размер, если его нет в зале, то затребовать его со склада, и если покупателю вещь понравилась, то он может ее тут же оплатить с помощью банковской карты, не переходя на кассы. Проект реализован совместно со Сбербанком. В ходе реализации потребовалось интегрировать три программно-аппаратных решения и пять программных систем от разных вендоров. Из-за разнородности систем задача оказалась непростой, тем не менее была решена — мобильные POS-терминалы активно используются, и к тому же на их базе создано и проходит опытную эксплуатацию аналогичное мобильное решение для курьеров интернет-магазина ЦУМа.
В компании «Кьези», российском филиале фармацевтического концерна Chiesi, также на базе iPad реализована система поддержки работы торговых представителей. Прежде они пользовались ноутбуками, но в 2016 году им на смену пришли планшеты. Согласно внутренним стандартам компании, сотрудники пока не могут пользоваться офисным пакетом Microsoft Office 365, а Office для iPad, по словам Павла Карасева, директора по ИТ «Кьези Фармасьютикалс», не совсем корректно работает с кириллическими названиями файлов. Чтобы обеспечить продуктивную работу торговых представителей, в российском филиале решили использовать WorksPad компании «МобилитиЛаб». Серверная часть этой системы была развернута в облаке. В числе достоинств этого решения Карасев отметил удобство, сходство с Microsoft Office, а также возможность держать часть контента локально на планшете — это бывает полезно при проведении презентаций.
Глеб Лигачев, директор по ИТ компании «Системный оператор Единой энергетической системы», и его коллеги решили объединить управление поступающими в ИТ-службу заявками пользователей и ИТ-активами — согласно их замыслу, такая интеграция позволила бы повысить финансовую прозрачность ИТ-подразделения. В качестве инструмента была выбрана платформа Naumen ServiceDesk. В созданной на ее основе системе сегодня за день в среднем регистрируется 300 обращений пользователей и 200 изменений ИТ-активов. Ее пользователями являются почти 1000 из 1800 сотрудников ИТ-подразделения, в ней ведется работа по трем десяткам активных договоров с ИТ-подрядчиками.
Выстроить реально работающий мост между бизнесом и ИТ в банке ВТБ24 помогла система комплексного мониторинга ИТ-систем, выстроенная на основе методологии IT4IT — открытого стандарта, над которым в рамках консорциума The Open Group работают организации-заказчики. По словам Дениса Гузовского, вице-президента ВТБ24, заместителя директора Дирекции банковских и информационных технологий, эта система, основанная на программных продуктах компании HPE, отслеживает работу и ИТ-службы, и бизнес-подразделений. По сути, она помогает взаимоувязать метрики ИТ-инфраструктуры, информационных систем и бизнес-процессов. Система получилась достаточно сложной: на ее создание потребовалось около года, еще столько же — на настройку, а точнее, на то, чтобы отобразить в ней бизнес-процессы банка. Созданная система комплексного мониторинга помогла гораздо лучше понять, как работа отдельных ИТ-систем и сбои в них влияют на другие системы и на различные бизнес-процессы. В настоящее время средствами системы мониторинга отслеживается более 45 тыс. различных параметров, охвачено более 85 приложений, около 430 серверов, более 50 тыс. сетевых портов. На основе этой системы совместно с бизнес-подразделениями был создан ситуационный центр. Рассматривается возможность использования аналитических технологий для более точного мониторинга и прогнозирования событий и предотвращения неблагоприятных ситуаций на основе накопленных данных о работе различных ИТ-систем и бизнес-процессов банка.
Производственные предприятия, участвовавшие в форуме, ведут активную работу по внедрению отечественных программных продуктов, что объясняется не только необходимостью обеспечить безопасность при работе над военными заказами, но и более выгодной ценой. Александр Громцев, начальник управления ИТ судостроительного завода «Вымпел», рассказал об успешном проекте автоматизации управления закупками товарно-материальных ценностей, планирования и план-фактного анализа, реализованном средствами «1С: Управление производственным предприятием 8.3». Помимо систем «1С», на заводе используются программные продукты «Аскон», а также система управления проектами «Проектант».
В опытном конструкторском бюро машиностроения им. И. И. Африкантова, входящем в холдинг «Атомэнергомаш» госкорпорации «Росатом», решили заменить прежнее PDM-решение компании «Интермех» на PLM-решение IPS того же разработчика. Как пояснил Кирилл Комиссаров, заместитель начальника отдела развития систем поддержки жизненного цикла изделий «ОКБМ Африкантов», этот продукт был выбран, чтобы, помимо прочего, обеспечить преемственность навыков и знаний пользователей, ради возможности работать с информацией находящейся под грифом «секретно» и «совершенно секретно», а также для мягкого переноса данных и сохранения наработанной за прежние годы базы знаний. В настоящее время система развернута на более чем 2 тыс. рабочих мест.