Будущее автомобильной промышленности представляется весьма лучезарным. Целый ряд новых технологий, в том числе появление беспилотных систем, выводит компьютерную оснащенность автомобилей на беспрецедентный уровень и обещает настоящую революцию в отрасли.

«Я знаю, что произойдет в будущем, и мне это не нравится, — заявил известный защитник идеи открытых технологий Брюс Перенс. — Хотелось бы направить все в несколько иное русло».

Опасения его связаны с тем, что люди, покупающие автомобили нового поколения, в дальнейшем неизбежно столкнутся с трудностями при их модернизации и ремонте, как это происходит сегодня после приобретения смартфона. Только в случае с автомобилем, когда единоличный контроль за его техническое обновление будет осуществлять производитель, все будет обходиться гораздо дороже.

Другими словами, автомобиль будущего вполне может оказаться закрытой, проприетарной системой. Перенс и партнер юридической фирмы Baker McKenzie Лотар Детерманн предлагают автомобильной отрасли присмотреться к опыту, накопленному в мире ИТ, и сделать свои продукты более похожими на ПК.

«Автомобиль превращается в компьютер на колесах, — заметил Детерманн. — Так почему бы ему не стать похожим на ПК?»

Идея открытого автомобиля означает смену парадигмы для всей отрасли — тектонический сдвиг, который, скорее всего, не понравится автопроизводителям

 

Открытость против закрытости

К публикации готовятся документы, призванные оживить дискуссию вокруг идеи открытых автомобилей — транспортных средств следующего поколения, которые будут открыты для технической модернизации, продуктов независимых компаний и исследователей вопросов безопасности.

Владельцы уже сейчас могут установить на свои машины улучшенные шины, более мощную стереосистему и прочие аксессуары, присутствующие на рынке. Но сегодня вмешательство в работу автомобильных компьютеров нарушает законы о защите интеллектуальной собственности. В перспективе производители могут сохранить контроль за основными технологиями и важными данными. Но это, по мнению Перенса, будет иметь отрицательные последствия для потребителей.

Особенно его беспокоит моральное старение автомобилей следующего поколения. Вполне вероятно, они будут оснащены системами, подключенными к Интернету, и беспилотными функциями. Но кто займется их обновлением и кто гарантирует их безопасность?

Все эти задачи остаются прерогативой производителей автомобилей, что не может не тревожить Перенса. Несложно предположить, что потребителям для поддержания их транспортных средств на современном уровне предложат весьма дорогостоящую модернизацию. Или же машины пострадают из-за уязвимостей в программах и оттого, что слишком медленно выпускаются обновления, которые устраняют эти уязвимости. Для замены старых гаджетов много денег не нужно, чего не скажешь об автомобилях.

«Производители автомобилей должны понимать, что их продукция может оставаться в эксплуатации и через 20 лет после выпуска», — подчеркнул Детерманн.

Но вряд ли кому-то захочется иметь машину, которая больше никем не поддерживается. В подготовленном Перенсом и Детерманном документе выдвигается идея открытых автомобилей, реализация которой позволит предложить потребителям более широкий выбор и низкие цены.

Те, кого не устраивает имеющийся у них автопилот, должны иметь возможность заменить его. Для этого необходимо сделать возможной интеграцию оборудования, выпускаемого разными поставщиками, чтобы новые датчики и программное обеспечение можно было приобретать не у одного, а у разных поставщиков.

Независимые исследователи вопросов безопасности должны иметь доступ к системам, что позволит им изучить программный код на предмет наличия уязвимостей и соблюдения требований конфиденциальности.

«Открытость рынка предполагает снижение цен и улучшение качества, — указал Перенс. — А это значит, что потребители получат именно то, что им нужно».

Потенциальные барьеры

Вместе с тем идея открытого автомобиля означает смену парадигмы для всей отрасли, своего рода тектонический сдвиг, который, скорее всего, не понравится автопроизводителям.

По словам аналитика Center for Automotive Research Эрика Дэнниса, крупные автопроизводители стремятся усилить свой контроль над денежными потоками, а не ослабить его.

«По сути, идея открытого автомобиля предполагает его предельную стандартизацию, — пояснил он. — А автопроизводители вовсе не желают примерять на себя роль безымянного контрактного производителя, которую Foxconn выполняет по отношению к Apple».

Преградой на пути преобразований может стать и государство. Помимо значительных финансовых инвестиций, чтобы выйти на автомобильный рынок, придется преодолевать сопротивление со стороны регуляторов вопросов безопасности и проходить жесткое тестирование.

«Автомобили существенно отличаются от всей прочей потребительской электроники, — указал Свен Бейкер, преподающий в Стэнфордском университете. — Изменения на рынке могут замедлиться, потому что нынешние производители автомобилей зачастую апеллируют именно к безопасности. Они бесконечно твердят: ‘Безопасность, безопасность и еще раз безопасность’, но на практике за этим скрывается стремление оградить рентабельность своего бизнеса».

Действительно ли потребителям нужен широкий выбор — уже другой вопрос. Несмотря на то что настольные ПК прекрасно модернизируются, многие пользователи выбирают компьютеры MacBook. А ведь возможности их модернизации существенно уже — и не в последнюю очередь из-за ограничений на гарантию Apple. То же самое можно сказать и про будущие автомобили. Уважаемые бренды пользуются большей лояльностью, даже если выбор продуктов и возможностей для их модернизации ограничен.

Что дальше

И Перенс, и Детерманн прекрасно понимают, что их идея открытого автомобиля наверняка столкнется с теми или иными препятствиями. Они перечисляют ее плюсы и минусы и признают, что реализация концепции будет буксовать, если независимые поставщики начнут предлагать товары и услуги низкого качества.

Тем не менее у отрасли есть время оценить последствия выпуска автомобилей с высоким уровнем компьютеризации до начала их широкомасштабного производства.

«Очевидно, требования будут включать в себя поддержание программного обеспечения в актуальном состоянии и запрет на использование оборудования по истечении расчетного срока его эксплуатации», — указал Перенс. Сам он с момента приобретения Toyota Prius в 2007 году успел сменить уже шесть мобильных телефонов и сегодня пытается понять, как в перспективе автомобили будут справляться со стремительным развитием технологий.

«Мы не видим всеобщего обсуждения соответствующих вопросов, поэтому решили проявить собственную инициативу, — добавил Детерманн. — На первый взгляд идея открытого автомобиля несет в себе угрозу благополучию автопроизводителей. Но у каждого поставщика имеется свое видение перспектив. И у некоторых оно предусматривает определенную степень открытости. Для поддержки функционала машин следующего поколения автомобилестроители могли бы заключить партнерские соглашения с поставщиками программного обеспечения. В этом случае открытые и закрытые автомобили будут конкурировать друг с другом на дорогах».

Перенс не исключает, что менее известные компании (например, азиатские производители) начнут предлагать рынку открытые автомобили, снижая цены. Прогнозы можно выстраивать самые разные, но есть надежда, что дальнейшее развитие пойдет на пользу потребителям.